Как ранее писал Spot, совокупный внешний долг Узбекистана по состоянию на 1 октября 2019 года составил $21,5 млрд, увеличившись за год на $5,1 млрд. Только за первые девять месяцев долг вырос на 23,8%, следует из обзора Министерства финансов.
Почему растет долг
Динамика государственного долга в январе-сентябре объясняется несколькими факторами.
- в рамках соглашений о внешних заимствованиях, подписанных от имени правительства, освоено $1,7 млрд, под гарантию правительства — $1,5 млрд;
- в феврале были выпущены евробонды на $1 млрд;
- на внутренних финансовых рынках размещены государственные ценные бумаги на 1,5 трлн сумов;
- профинансированы стратегические инвестиционные проекты под внутренние государственные гарантии на $738,3 млн;
- на обслуживание государственного внешнего долга направлены $555,3 млн.
Куда пошли эти деньги
Средства, привлеченные от имени правительства, направлены на строительство завода по производству синтетического жидкого топлива ($1,1 млрд). Завод обеспечит Узбекистан дополнительное производство 1,52 млн тонн топлива и создаст более 1300 рабочих мест.
Еще $407 млн направлены на строительство и модернизацию Тахиаташской, Навоийской и Туракурганской тепловых электростанций. Это позволит стабилизировать электроснабжение сразу в нескольких областях страны.
Средства, привлеченных за счет евробондов, размещена на депозиты банков. Это позволяет финансировать инвестиционные проекты по рыночным ставкам.
Размещение государственных ценных бумаг направлено, в том числе, на формирование «бенчмарка» по доходности долговых ценных бумаг с минимальным риском и развитие внутренних финансовых рынков.
Государственные гарантии, выданные в рамках реализации крупных инвестиционных программ государственных предприятий («Узбекистон темир йўллари», «Узбекистон хаво йуллари», «Узбекнефтегаз» и другие), реализуемых за счет средств Фонда реконструкции и развития (ФРРУ) и банков составляют 97% внутреннего государственного долга.
Какие проекты финансируются
За счет государственного долга сейчас реализуется 39 проектов по обеспечению питьевой воды и улучшению водоснабжения, 30 проектов в сфере образования и здравоохранения, семь проектов в сфере жилищного строительства и другие. Вот несколько крупных таких проектов:
Проект | Сроки | Освоение (в млн $) | Что даст |
Производство синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана Шуртанского ГХК | 2016−2020 | 1 063,9 | Будет произведено 1,52 миллиона тонн топлива и создано более 1300 рабочих мест. |
Строительство и модернизация тепловых электростанций Тахиаташ, Навои и Туракурган | 2015−2020 | 406,8 | Будет стабилизировано электроснабжение в Бухаре, Самарканде и Ферганской долине. |
Реконструкция и строительство систем водоснабжения и канализации городов и районов Ташкентской области | 2017−2021 | 5,7 | Будет улучшено питьевое водоснабжение 265 тысяч жителей 58 сельских населенных пунктов, охват питьевой водой будет доведен с 60 до 92%. |
Развитие системы канализации города Джизака | 2016−2020 | 14,4 | 77,2 тыс. жителей города получат возможность оказания централизованных услуг канализации, будет улучшено санитарно-эпидемиологическое состояние города. |
Укрепление материально-технической базы высших образовательных учреждений | 2017−2022 | 3,0 | Предусматривает повышение качества образования и обеспечение лабораторным оборудованием высших образовательных учреждений. |
Реконструкция 87 км.автодороги А-380 Гузар -Бухара — Нукус — Бейнеу на участке 228−315 км. | 2016−2020 | 0,2 | Будет построено 87 км. дорог. |
Проект жилищного строительства в сельской местности | 2017−2020 | 79,2 | Будет построено 2 606 новых домов. |
Модернизация управления твердыми бытовыми отходами в городе Самарканде | 2017−2021 | 1,4 | Будет создана возможность переработки 360 тысяч тонн твердых бытовых отходов в год. |
Почему раньше государственный долг не рос так сильно
За последние годы увеличение государственного долга было связано с привлечением заемных средств для решения неотложных социальных задач и реализации стратегически значимых проектов. Среди них:
- привлечение долгосрочных внешних заемных средств от имени правительства на льготных условиях для реализации проектов, направленных на улучшение условий жизни населения страны (обеспечение питьевой водой и устойчивой электроэнергией, жилищное строительство в сельской местности, развитие сферы образования и здравоохранения и другое);
- привлечение внешних заемных средств на льготных условиях под гарантии правительства для реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов, имеющих стратегическое экономическое значение и направленных на обеспечение устойчивого экономического роста.
Несмотря на динамику роста за последние годы, государственный долг Узбекистана по международным стандартам (33,6% к ВВП), в том числе государственный внешний долг (23,8% к ВВП) остается на умеренном уровне.
Что будет с долгом дальше
Министерством финансов на основе руководства по применению фискальных правил Международного валютного фонда был проведен анализ по определению долгосрочного безопасного уровня государственного долга и предельных объемов ежегодных государственных заимствований.
Согласно проведенным предварительным расчетам, основанных на многосценарных прогнозах, безопасный для макроэкономической стабильности уровень государственного долга Узбекистана составляет 50% к ВВП.
Исходя из расчетов и в целях поддержания государственного долга на безопасном уровне на 2020 год был установлен предельный объем по подписываемым соглашениям по привлечению внешнего заимствования от имени правительства или под гарантией Узбекистана в размере $4 млрд.
Кроме того, в целях улучшения системы управления государственным долгом в соответствии с международными стандартами, Министерством финансов разрабатываются дополнительные меры по формированию механизмов эффективного использования заемных средств.