01

О чем речь?

С 1 января 2020 года в общественном транспорте Узбекистана начали поэтапно внедрять единую автоматизированную систему оплаты. Первые единые транспортные карты уже поступили в продажу (за несколько дней продали около 1 000 карт). Карты поддерживают NFC.

02

Сколько стоит и где купить?

Сама карта стоит 11 000 сумов. Сюда включена плата за первый проезд (1 400 сумов). Купить карту можно на конечных остановках автобуса и станциях метро. пополнять их можно как в кассах, так и через приложение ATTO. Сейчас ведется интеграция с приложениями Uzcard, Payme, Click. Ожидается, что работы закончат 15 января. С 20 января можно будет пополнять через терминалы самообслуживания.

03

Что делать льготникам?

Для льготников будут отдельные карты. Например, студенты смогут купить новую карту, на которую будут зачислять ту же сумму, сколько сейчас стоит студенческий проезднной. Правда, сейчас система для льготников не работает, так что пока можно пользоваться обычными «проездными». Персональные льготные карты начнут продавать с 1 апреля в районных отделениях центров государственных услуг «Единое окно».

04

Как вообще работает система?

Валидаторы в автобусах появляются поэтапно. Сейчас они есть в 800 автобусах. Плата проходит моментально, есть система блокировки на 6 минут, чтобы несколько человек не смогли сразу воспользоваться одной картой. В дальнейшем появятся стационарные валидаторы, которые должны заменить кондукторов. Контролировать оплату будет ревизор, который будет заходить в автобус каждые две-три остановки. Есть возможность отмены оплаты и возврата средств.

05

Что в метро?

Она появится тогда, когда установят новые турникеты. Такие уже есть на строящихся станциях и постепенно появятся во всем метро. Купить карту и пополнить ее можно будеет в кассах метро. Когда будут заменены все турникеты — неизвестно.

06

Что появится в будущем

Ожидается, что появятся почасовые тарифы, когда можно будет платить за время проезда в транспорте. Для этого пассажиры будут отмечаться при входе и выходе, а система подсчитает плату. Возможно, будет вариант и с приложением. Помимо этого, планируется интегрировать карту с другими функциями, к примеру оплатой платных стоянок или даже мелких товаров. Пока это лишь планы, которые неизвестно когда реализуются.

07

Кто занимается проектом

Новая компания, 51% в которой принадлежит Uzcard. Оставшиеся 25% и 24% получили один из ГУПов Министерства транспорта и компания «Алокабанка». Uzcard также выступает исполнителем по разработке программного обеспечения (ПО), его интеграции и внедрении. В течение четырех лет компания будет получать 3% от каждой транзакции, после этого периода ставка снижается до 0,8%.