Министерство финансов опубликовало предварительные итоги налоговой реформы Узбекистана в 2019 году.
По оперативным данным доходы Государственного бюджета и государственных целевых фондов в 2019 году составили 137 трлн сумов (26,1% к ВВП), что на 27% больше чем в 2018 году. Налоговая нагрузка на экономику снизилась на 0,4%.
НДС
Основная доля поступлений по косвенным налогам приходится на налог на добавленную стоимость (НДС). Количество плательщиков НДС увеличилось в 12,1 раз — с 6,7 до 82 тыс.
До реформы собираемость НДС в Узбекистане находились на одном из самых низких уровней. Причин несколько — узкая налоговая база, широкое применение налоговых льгот, «теневой рынок», занижение доходов и многое другое.
Были приняты меры по отмене отдельных налоговых и таможенных льгот, а также снижена ставка с 20% до 15%. В результате по итогам 2019 года показатель продуктивности НДС расчетно составит 0,35, а в 2020 году ожидается в размере 0,45.
В 2020 году при сохранении ставки НДС в размере 15% и расширению возможностей по отнесению НДС в зачет, планируется разработать предложения по поэтапной отмене предоставленных налоговых и таможенных льгот.
Предусматривается и полноценный зачет НДС по приобретенным зданиям и основным средствам, используемым для производства налогооблагаемой продукции.
Налог на доходы физических лиц
Введение плоской шкалы налога на доходы физических лиц наряду со снижением ставки единого социального платежа и размера отчислений на индивидуальные накопительные счета (ИНПС), а также расширение охвата плательщиков увеличило поступления в 2 раза — с 6,4 трлн сумов до 12,7 трлн сумов.
Рост поступлений по налогу на доходы физических лиц также обусловлен опережающим ростом заработной платы в частном секторе и легализацией численности работников.
Несмотря на сокращение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, поступления по налогу на доходы физических лиц возросли. Так, доля поступлений по НДФЛ в ВВП страны, по предварительным оценкам, увеличилась с 2,15% в 2010 году до 2,42% — в 2019 год.
В 2020 году доходы по данному источнику прогнозируются в сумме 16,1 трлн сумов или с ростом на 26,8%, в том числе за счет перевода плательщиков фиксированного налога на уплату налога на доходы физических лиц.
Налог на прибыль
Сумма налога на прибыль по итогам 2019 года составила 16,4 трлн сумов или в 5 раз больше, чем по итогам 2018 года (в 2018 году — 3,3 трлн сумов).
Причины — переход горнодобывающих компаний на новую систему налогообложения, увеличение прибыли крупных компаний за счет отмены обязательных отчислений, снижение единого социального платежа для налогоплательщиков, не имеющих долю государства (с 25% до 12%), рост количества плательщиков данного налога.
Доходы по налогу на прибыль за счет новых плательщиков налога (41,2 тыс. предприятий) составили 1,6 трлн сумов или порядка 10% от общей суммы поступлений.
В 2020 году доходы по данному источнику прогнозируются в 22 трлн сумов. Увеличение ставки налога на прибыль до 15% увеличит совокупную нагрузку до 19,3%, что близко к обложению доходов в виде оплаты труда.
Налог на имущество
Снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5% до 2% предполагало сокращение поступлений с 1,9 трлн сумов до 1 трлн сум. В результате увеличения налоговой базы за счет вовлечения всех субъектов предпринимательства на уплату налога на имущество (в 7 раз), доходы составили 1,6 трлн сумов.
При этом за 2019 год поступления от новых плательщиков (55 705 предприятий) составили порядка 629 млрд сумов или треть от общего объема поступлений.
Количество плательщиков земельного налога юридических лиц увеличилось в 5,8 раз и составило 74 707 предприятий, а по налогу за пользование водными ресурсами — в 14,8 раз и составило 50 898 предприятий.
Соответственно, за 2019 год поступления по земельному налогу с юридических лиц за счет расширения круга налогоплательщиков увеличились на 298,4 млрд сумов, а по налогу за пользование водными ресурсами — на 33,5 млрд сумов.
Как изменились цифры
Поступления (в млрд сумов).
Налог | 2018 | 2019 | В % |
Налог на прибыль юрлиц | 3 282,6 | 31 671,7 | 498,4 |
Единый налоговый платеж | 4 706,5 | 1 983,6 | 42,1 |
Налоги на доходы фицзлиц | 6 422,7 | 12 668,5 | 197,2 |
Фиксированный налог для предпринимателей | 1 024,8 | 658,9 | 64,3 |
НДС | 27 876,5 | 33 809,8 | 121,3 |
Все ресурсные налоги | 12 663,4 | 19 680,8 | 155,4 |
Плательщики.
Налог | Количество плательщиков | Рост (раз) | |
на 1 января 2019 | на 1 декабря 2019 | ||
НДС | 6 769 | 82 162 | 12,1 |
Налог на прибыль юрлиц | 7 575 | 48 838 | 6,4 |
Налог на имущество юрлиц | 9 261 | 64 966 | 7 |
Земельный налог с юрлиц | 12 887 | 74 707 | 5,8 |
Налог на пользование водными ресурсами | 3 443 | 50 898 | 14,8 |
Единый налоговый платеж | 163 824 | 178 165 | 1,09 |
Индивидуальные предприниматели (действующие) | 241 780 | 243 780 | 1,01 |