Президент Шавкат Мирзиёев 28 января провел совещание, посвященное обсуждению приоритетных задач эффективной организации в Узбекистане транспортной системы. На нем было подвергнуто критике состояние гражданской авиации.

Отмечалось, что реформы в этой сфере буксуют вследствие того, что организованные на базе национального авиаперевозчика Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports все еще не наладили деятельность как самостоятельные организации.

«Кроме того, в прошлом году в четырех аэропортах страны был внедрен режим „открытого неба“ с введением „пятой свободы воздушного пространства“. Однако не была привлечена ни одна зарубежная авиакомпания», — говорится в сообщении пресс-службы президента.

Речь идет о режиме, про который Spot писал еще в начале 2018 года. При «открытом небе» не правительство, а сами авиакомпании решают, как часто летать в конкретный аэропорт. Всего насчитывается девять режимов — от простого транзита до возможности совершать иностранной компанией перелеты между городами внутри страны.

В середине 2019 года стало известно, что власти решили внедрить «открытое небо» в четырех аэропортах — режим вводится в аэропортах Карши, Нукуса и Термеза с применением «пятой свободы воздуха», в аэропорту Бухары — с применением «пятой свободы» для иностранных граждан. Заработало «открытое небо» в октябре 2019 года.

Почему так получилось

Руководитель Международного института развития инфраструктуры, директор консалтинговой фирмы Friendly Avia Support (Литва), авиаэксперт Олександр Ланецкий считает, что одна из основных проблем отсутствия спроса в том, что иностранным авиакомпаниям никто не объяснил, зачем им вообще открывать рейсы в Карши, Нукус и Термез.

«Иностранцы знают только Бухару. То, что туда никто не полетел, немного странно, но, думаю, „седьмая свобода“ решила бы проблему. И, как минимум, рейсы Wizz Air (венгерский лоукостер, которого власти зазывают в Узбекистан — прим. Spot) из условного Вильнюса, Бухареста, Будапешта и Братиславы мы бы увидели», — отметил эксперт специально для Spot.

Он пояснил, что «пятая свобода», которую открыли в малых аэропортах, хорошо работает в двух случаях:

  • если на предлагаемых маршрутах существует неудовлетворённый поток, например Дели-Карши-Париж или Дели-Нукус-Берлин.
  • если в аэропорту пятой свободы есть очень дешевое топливо, как долгие годы было в Дубаи.

При этом нужно не только решение властей Узбекистана, но и подтверждение этих маршрутов странами, куда/откуда выполняются маршруты. Многие в этом не заинтересованы, как Россия или Франция, например.

«Нужно, как минимум, ввести в этих аэропортах ещё и „седьмую свободу воздуха“, позволяющую авиакомпаниям из третьих стран выполнять такие полеты. Например, венгерской из Литвы или Румынии в Карши. Это только пример, особого спроса там пока нет», — отметил Ланецкий.

Главная же проблема в недоработке даже не аэропортов, а местных властей и лиц, ответственных за туризм — «люди летят не в аэропорт, а в город. Даже в очень красивом аэропорту им делать нечего», подытожил эксперт.

Ранее Spot писал, что Госкомтуризма отчитался о 6,7 млн туристов, но подавляющая часть (85%) — из Центральной Азии. Число посетителей из стран дальнего зарубежья в разы меньше — 488 400 человек.

По данным Государственного комитета по статистике, в 2019 году в Узбекистан въехало 8,2 млн иностранцев. Из них 92,5% (7,6 млн) — жители СНГ, 7,5% (617,6 тыс.) — жители стран дальнего зарубежья.

Цель значительного числа иностранных граждан, въехавших в Узбекистан, — это посещение родственников (66,7%). На долю путешествий пришлось 12,6%, транзита — 10,7%, лечения — 0,7%, коммерческих целей — 0,7%, служебных целей — 0,6%, учебы — 0,3%.