30 декабря прошлого года президент подписал постановление, согласно которому с 1 июля 2020 года в стране поэтапно вводится система референтного ценообразования на лекарства.
Как она будет работать и для чего внедряется в Узбекистане рассказал в ходе пресс-конференции в Агентстве информации и массовых коммуникаций директор Агентства по развитию фармацевтической отрасли Сардор Кариев, передает корреспондент Spot.
Референтное ценообразование решено вводить для борьбы с необоснованным завышением цен на лекарства. Так, по данным агентства, стоимость одного и того же препарата в Казахстане или России может быть на 20−30% ниже, чем в Узбекистане.
Это объясняется, во-первых, размером рынка: чем он больше, тем выше объемы продаж, из-за чего компании снижают стоимость препарата. Вторая причина — эксклюзивное право на реализацию определенного лекарства иностранного производителя. Пользуясь этим правом местные дистрибьюторы завышают цены, устанавливая их намного выше, чем в других странах.
«Исходя из этих двух факторов мы решили внедрить референтное ценообразование. Мы не нацелены на то, чтобы заставлять предприятия снижать цену лекарств или продавать их по себестоимости. Мы таким образом можем убить индустрию, фармрынок Узбекистана не будет интересен для больших игроков [отрасли], инвесторов. Мы просто хотим, чтобы цены были предсказуемыми, можно было ориентироваться», — отметил Сардор Кариев.
Для определения референтной цены одного препарата будет учитываться его отпускная стоимость (то есть цена, по которой производитель продает лекарство дистрибьютеру) в 10 странах с высоким, выше среднего и ниже среднего уровнями доходов на душу населения.
Перечень референтных стран будет утвержден до 1 марта. В агентстве отметили, что в него, скорее всего, войдут Казахстан, Украина, Белоруссия, Россия, несколько европейский и прибалтийских стран.
«Помимо этих 10 государств будет учитываться страна происхождения лекарства. Это нужно в случаях, когда препарат не представлен в референтных странах и реализуется только на внутреннем рынке иностранного производителя. А для местного производства референтной будет цена, по которой она продает лекарства в Узбекистане», — сказал глава фармагентства.
Агентство работает над созданием онлайн-платформы, на которой каждой производитель, работающий на рынке Узбекистана, должен будет указать отпускные цены своих лекарств в 10 референтных странах. Их усредненное значение станет предельной стоимостью, выше которой нельзя импортировать или продавать дистрибьютерам лекарства в Узбекистане.
Производители должны не только указать стоимость лекарств в зарубежных странах, но и подтвердить эти данные ссылкой на сайт с прайс-листом или копией официального документа, загруженного в систему. При Агентстве по развитию фармацевтической отрасли будет создана специальная комиссия, которая выборочно будет проверять достоверность информации.
Система также будет автоматически рассчитывать максимальную розничную стоимость препарата с учетом политики наценки в Узбекистане (не выше 15% для дистрибьютеров, 20% — для аптек).
«Любой потребитель сможет на сайте посмотреть максимальную цену на определенный препарат и узнать, не завышает ли аптека цены. На сегодняшний день аптеки пользуются дефицитом определенного лекарства и в разы завышают цену на него. С запуском сайта у них такой возможности не будет, появится общественный контроль», — подчеркнул Сардор Кариев.
Ранее Spot писал, что фармкомпании, копирующие чужие товарные знаки, начнут лишать лицензии.