В 2020 году в Узбекистане снова попробуют облегчить легализацию «бомбил», следует из проекта указа президента, который содержит Госпрограмму на 2020 год.
«Предоставить физическим лицам права заниматься городской, пригородной и междугородной перевозкой пассажиров автомобильным транспортом», — говорится в проекте.
Это не первый раз, когда в стране поднимается эта тема. Сейчас в Узбекистане заниматься перевозками пассажиров могут заниматься лишь юридические лица, из-за чего большая часть рынка находится в тени, так как услуги такси предоставляют так называемые «бомбилы».
Многолетняя история
Еще в 2017 году министр финансов Джамшид Кучкаров говорил, что физическим лицам планируется разрешить оказывать услуги такси. Ожидалось, что это повысит легализацию доходов, но в 2018 году стало известно, что некие специалисты (кто именно тогда не сообщалось) раскритиковали эту идею и в министерстве были вынуждены от нее отказаться.
Весной того же года был разработан проект указа президента, где было предусмотрено разрешение индивидуальным предпринимателя оказывать услуги такси, а также отмена требований по установке в линейных такси контрольно-кассовых машин и средств радиосвязи. В подписанный главой государства документ этот пункт не вошел.
Весной 2019 года стало известно, что индивидуальным предпринимателям готовятся разрешить оказывать услуги такси — соответствующие предложения президент поручил подготовить в течение месяца.
Это было сделано и в марте был опубликован проект постановления президента, который разрешал физическим лицам оказывать услуги такси. В нем, помимо прочего, были подробно расписаны порядок, правила и другие детали. Обсуждение того документа закончилось в апреле — с тех пор новостей на эту тему не было.
Почему это проблема
В Ташкенте чуть более 5000 легальных такси. Если учесть, что население города составляет 2,5 млн человек, то получается, что на тысячу населения в городе приходится 2,1 легальный автомобиль такси, отметили в сюжете.
Для сравнения, в Париже 7,7 автомобилей такси на 1 тыс. человек, в Нью-Йорке 6,7, в Москве 4,5, в Лондоне 9,9, в Дели 3,2. Таким образом, в городе острая нехватка легальных нелинейных такси.
Если физическим лица разрешат заниматься частным извозом, то вырастет количество легальных такси и поступление денежных средств в бюджет. По мнению экспертов, в Ташкенте ежедневно более 15 тыс. водителей таксуют без лицензии, государство ежегодно теряет несколько триллионов сумов, а десятки тысяч людей вынуждены работать «в тени».