Как ранее писал Spot, в Узбекистане вводят «налог на Google» — в Налоговом кодексе в новой редакции прописали порядок налогообложения иностранных компаний электронной коммерции.

12 февраля Государственный налоговый комитет сообщил, что создал НДС-офис, чтобы иностранные интернет-компании, работающие на территории Узбекистана, смогли встать на учет в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость.

Google, Yandex, Facebook и другие должны или учредить представительство в Узбекистане или встать на учет в НДС-офисе. В обоих случаях компании обязаны платить налог.

Евгений Лукьянчиков, который несколько лет работал региональным директором «Яндекса» в Узбекистане, а сейчас занимает руководящий пост в другой российской компании, написал по этому поводу текст в Facebook. Spot приводит его:


Я «снимаю шляпу» перед руководством Узбекистана и тому пути, который был проделан за последние годы в сфере экономики, свободы слова, туризма, снижения стоимости интернета, привлечения внешних инвестиций и много другого.

До недавнего времени я руководил развитием digital-бизнеса «Яндекса» в Узбекистане и один из немногих, кто понимает реальное положение дел в digital-экономике страны.

В отличие от многих областей развития Узбекистана, в цифровой экономике происходит последовательный digital-суицид и все пошло наперекосяк. Этапы его развития такие:

  1. Глупая блокировка WhatsApp и Skype в 2017 году.
  2. Блокировка Youtube и Facebook в 2018 году.
  3. И, наконец, необдуманный, очень преждевременный ввод «налога на Google» в этом году.

Краткое положение дел:

Блокировки WhatsApp привели к тому, что все население пересело в Telegram. Это очень сильный мессенджер, который начал собой вытеснять и блокировать развитие традиционного web.

Все бы ничего, только весь остальной мир двигается в другом направлении. У Узбекистана наметился свой, сложный и уникальный путь. Без web и e-commerce.

Весь рынок digital-экономики в стране я оцениваю в $9 млн. Это очень-очень мало для страны с 33 млн населением и потенциал развития огромный.

Многие грабли можно перешагнуть, а Узбекистану — шагать впереди планеты с голосовыми технологиями и мобильным интернетом.

В стране так и не появилось ни одного крупного игрока e-commerce (интернет-торговля), так и web-игрока в целом. Безумная популярность Telegram ломает все международные подходы для развития обоих.

Местные предприниматели пытаются запускать e-commerce в Telegram, но он не для этого был создан и все стоят на одном месте.

Программистов не хватает, все разъехались. Порно и e-commerce — двигатели интернета. Не призываю легализовать порно, уважая культурные особенности, но призываю развивать e-commerce и интернет-платежи всеми силами.

После блокировки Youtube и Facebook на восемь месяцев в прошлом году все интернет-игроки напряглись.

Пишу я этот пост, так как вчера мне написали из налоговой службы Узбекистана по поводу «налога на Google», аналог принятого в Российской Федерации в прошлом году.

Россия шла к этому 25 лет, Узбекистан — 2 года. Я передал запрос, так как уже не работаю в «Яндексе», но сильно разочарован.

«Налог на Google» — это когда отменяется международный договор о двойном налогообложении для стран, состоящих в договоре, где отменяется полностью или определяются сферы, где необходимо открывать представительство или платить налоги внутри страны.

У меня несколько вопросов к налоговой службе:

1. Вы оценивали масштаб дополнительной выгоды от своей деятельности? А риски? 20% от $9 млн выходит $1,8 млн. Это если вы соберете налоги со всех участников, во что не верится.

2. Оценивали ли вы реальные инвестиции местных и международных компаний в развитие digital? Много там кто заработал вообще, чтобы понести дополнительные расходы на организацию выплат или обслуживание представительства?

3. Вы действительно думаете, что Facebook и Google готовы на диалог, после того как их сервисы блокировали в стране на протяжении восьми месяцев и до недавнего времени? А историю с CDN Google все предпочитают забыть?

4. Давайте возьмем самого толстого и желанного игрока рынка — Google. Прикидываю, что они в стране зарабатывают $3−4 млн, 0,0001% их оборота.

Организовать процесс перевода НДС, сверки, аналитики, назначения ответственного, выгрузки и загрузки отчетности, контроля бесценно при таком раскладе. Про представительство вообще молчу.

5. Законодательство Узбекистана готово к тому, чтобы международные публичные digital-компании открывали представительства в стране и вели свой бизнес легально, не нарушая законодательство? Экономически это будет оправдано для них?

Я считаю, что на данном этапе развития каждый заработанный доллар можно и нужно тратить, инвестируя в развитие сервисов и рост аудитории, а не в красивый офис в Tashkent City. Правда. Именно этим я и занимался, работая в «Яндексе», и вы знаете, чего нам удалось добиться всего за два года.

6. Как вы оцениваете, поспособствуют ли те дополнительно заработанные вами на НДС $150 000 (мой прогноз) развитию digital-экономики, чтобы в следующем году они заработали и заплатили $300 000?

7. Что будет происходить дальше, когда традиционный web и e-commerce, не успев развиться, пребывает в нокауте после блокировок, а теперь еще добавляется «налог на Google» для международных игроков?

Что дальше? Блокировки? Это те самые компании, которые задают все тренды и строят digital-экономику стран по всему миру.

Держим в уме, что Telegram запустит собственную криптовалюту, а местные программисты уже начали писать сайты для Telegram на их новеньком движке, который только что был анонсирован.

В общем, хотелось бы, чтобы Узбекистан через 10 лет стал Сингапуром в СНГ и надеюсь, что для этого появится стратегия развития.

Предлагаю первый шаг: отмена НДС для любого digital-бизнеса на пять лет, чтобы открывали представительства без палки и с выгодой для бизнеса.

Не собирать копейки с недоразвитого рынка, а торопиться наверстать упущенное, чтобы не остаться рыбацкой деревней в современном мире. С любовью к Узбекистану, моим коллегам и друзьям в стране.