Тема членства в Евразийском экономическом союз (ЕАЭС) активно обсуждается в Узбекистане на всех уровнях: правительственном, парламентско-партийном, экспертно-аналитическом, общественном.
Различные мозговые центры развитых и развивающихся стран тщательно изучают положительные и отрицательные стороны вступления республики в ЕАЭС.
В начале января этого года Центр экономических исследований и реформ при Администрации президента (ЦЭИР) представил свое исследование по оценке влияния возможного вступления Узбекистана в Евразийский союз.
В ноябре прошлого года германский мозговой центр «Берлин экономикс» и российский «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара» на основе модели общего равновесия изучили последствия вступления Узбекистан в ЕАЭС (нет в свободном доступе).
Spot обратился за комментарием в ЦЭИР с просьбой прокомментировать, какой эффект может оказать на автомобильную промышленность Узбекистана возможное вступление в ЕАЭС.
Хамидулло Нормурадов,
главный научный сотрудник ЦЭИР.
В настоящее время в Узбекистане зарегистрировано более трех млн транспортных средств, из них 89% являются легковыми автомобилями. Внутренний рынок легковых автомобилей оценивается в $2,6 млрд,
Несмотря на существенный рост автомобилей за последние 5−10 лет, количество легковых автомобилей на душу населения остаётся на низком уровне — 90 шт. на 1000 человек.
Для сравнения, данный показатель в Казахстане составляет — 202 шт., России — 300 шт., Германии — 567 шт., США — 800 шт.
Что изменится на автомобильном рынке, если Узбекистан станет членом ЕАЭС
Согласно действующим правилам, при ввозе иномарки в Узбекистан нужно заплатить пошлину в размере 30−40% от его стоимости, в зависимости от объема двигателя, а также надбавку $1,8-$3 за кубический сантиметр объема двигателя.
Суммарно эти таможенные платежи достигают 70−120% от стоимости автомобиля. Ставка применяется как для новых, так и для подержанных автомобилей. Если автомобиль произведен в Украине или странах СНГ, эта пошлина не взимается.
Помимо пошлины уплачивается акцизный налог, который составляет от $2,4 до $3,1 за куб. см. двигателя. Для автомобилей из Украины и стран СНГ ставка акцизного налога составляет 2%.
Преимущества
При вступлении Узбекистана в ЕАЭС ожидается снижение пошлин для автомобилей, не произведенных в Украине и СНГ, до 16−20%. Также ожидается снижение транспортных расходов в связи с увеличением конкуренции с транспортными компаниями ЕАЭС, ускорением прохождения границ, снижением тарифов на транзит.
Выигрыш от снижения транспортных издержек составит примерно $240 млн в год. В целом, цены на автомобили снизятся не менее чем на 10−15%.
В настоящее время Узбекистан поставляет десятки видов комплектующих для автопроизводителей из стран ЕАЭС. Если Узбекистан добьётся снятия нетарифных барьеров, экспорт этой категории товаров может вырасти до 100 млн в год.
Узбекскому автопрому в настоящее время предоставлены ряд льгот. На большинство комплектующих для производства автомобилей в Узбекистане, а также на продукцию крупноузловой сборки, импортные пошлины не взимаются.
Риски
Вхождение на рынок ЕАЭС также означает переход на современные стандарты технических требований, таких как система экстренного реагирования при авариях — ЭРА ГЛОНАСС и экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах — Евро 5.
Между тем, следует отметить, что необходимо будет устанавливать не только оборудование на автомобили, но и развивать всю сопутствующую инфраструктуру, в том числе, в отдаленных районах.
Принятие более строгих экологических стандартов означает не только строгие требования к автопроизводителям, но и к качеству бензина на заправках, который, к сожалению, еще далек от европейского качества.
Все эти действия негативно отразятся на финансовом положении предприятий в автомобильной промышленности. Из-за ужесточения конкуренции и роста объемов импорта местные предприятия будут вынуждены принять меры по повышению конкурентоспособности.
Отмена таможенных льгот, переход на Евро 5 и установка ЭРА ГЛОНАСС напрямую отразится на себестоимости продукции, снижении рентабельности и исполнении инвестиционных программ.
Самое большое снижение импортных пошлин ожидается для «б.у. автомобилей»,
Все предприятия автомобильной промышленности, как и вся экономика в целом, будут вынуждены сократить расходы, снизить себестоимость, улучшить качество продукции, увеличить долю местного производства и снизить импорт комплектующих, поддерживая активную маркетинговую программу, завоёвывать новые рынки,
Банковскому сектору необходимо обеспечить население доступными кредитами для покупки местных автомобилей.
Заключение
Приоритетом для каждой страны — Узбекистан не является исключением — остаётся отстаивание национальных интересов.
Мы можем воспользоваться новыми возможностями, а негативные последствия минимизировать путем глубокого экономического анализа, обсуждения и решения проблем с заинтересованными сторонами, переговоров с другими членами союза, что позволит нам защитить наиболее уязвимые стороны автомобильной промышленности, добиться изъятий из норм или переходного периода.
Инфографика: автомобильная промышленность Узбекистана в условиях вступления в ЕАЭС (кликните для увеличения).