В Узбекистане со 2 марта внедряется комиссия за торговый эквайринг. Все банки начнут взимать с торгово-сервисных предприятий комиссию в размере 0,2% от суммы платежа, проведенного через терминалы местных платежных систем — Uzcard и Humo. Об этом Spot сообщили в Центральном банке.
«Это никак не окажет влияния на цены для клиентов», — подчеркнули в Департаменте платежных систем регулятора.
Что это и зачем
Ранее заместитель председателя ЦБ Ботир Захидов говорил, что в Узбекистане около 15 лет назад для развития безналичных расчетов было принято решение, что торговые точки не будут платить комиссию. Сейчас расходы по содержанию платежной инфраструктуры ложатся на банк.
Отсутствие комиссии за торговый эквайринг он назвал одной из основных причин, по которой международные платежные системы, как Visa, Mastercard не работают полноценно в Узбекистане.
«Практически во всех странах существует комиссия с торговой точки. За счет этого покрываются и межбанковские комиссии платежной системы. Например, в России за эквайринг платежной карты в среднем взимается 2−2,5%. На этом зарабатывает и сама платежная система, и банки. От этой суммы часть средств возвращается пользователям в виде кешбэков», — отметил представитель регулятора.
В эксклюзивном интервью для Spot старший вице-президент Visa Вера Платонова отметила, что в отношении торговой комиссии в стране сложилась уникальная ситуация.
«Когда в стране появились первые локальные платежные системы, торговые точки ничего не платили за то, что банк устанавливал и обслуживал POS-терминал, и они имели возможность принимать платежи. Это неправильно. Банкам должно быть выгодно работать на этом рынке и развивать розничный бизнес. Только тогда это будет выгодно и держателям карт, потому что банки будут конкурировать между собой за лучшее наполнение продукта и стимулировать клиентов платить картой: давать кэшбэк, создавать программы лояльности, бонусные схемы», — сказала она.
Вера Платонова также добавила, что у банков фактически отсутствовал доход от этого бизнеса. Поэтому стоит задача проведения работы с торговыми точками, чтобы перевести их на новую модель взаимодействия с банками.