Ведущий научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ Руслан Наилев расписал, как возможное вступление Узбекистана в ЕАЭС повлияет на развитие кожевенно-обувной промышленности.


Сейчас в торговле между Узбекистаном и странами ЕАЭС импортные пошлины на кожевенно-обувную продукцию не применяются. Экспортные таможенные пошлины в отношении Узбекистана применяют Россия, Беларусь и Казахстан на кожевенное сырье и полуфабрикаты.

В Узбекистане вывоз кожевенного и мехового сырья разрешается только на основании решений президента или правительства. При вывозе кожевенного полуфабриката взимается сбор в размере 10% от стоимости товара.

Ставки НДС составляют в России, Беларуси, Армении 20%, в Казахстане и Кыргызстане — 12%, в Узбекистане — 15%. В Узбекистане действующая ставка импортных таможенных пошлин составляет 12,3%, в ЕАЭС — 6,4%.

При вступлении в ЕАЭС Узбекистан может стать участником действующей между ЕАЭС и Вьетнамом зоны свободной торговли. В рамках него между Вьетнамом и ЕАЭС по значительному количеству товарных позиций кожевенно-обувной отрасли импортные пошлины в рамках переходного периода до 2025 года будут обнулены. Также применяются триггерные защитные меры.

Сейчас в Узбекистане в сфере легкой промышленности действуют технические регламенты «О безопасности продукции легкой промышленности» и «О безопасности кожевенно-обувной продукции», в рамках которых описываются технические требования к детским и подростковым изделиям.

При вступлении Узбекистану необходимо будет гармонизировать текущий технический регламент о безопасности кожевенно-обувной продукции с техническими регламентами ЕАЭС, в соответствии с которыми выпускаемая на единый рынок ЕАЭС продукция подлежит декларированию соответствия и сертификации (детская и подростковая обувь, детская одежда и изделия из кожи и меха).

Обязательной маркировке в ЕАЭС в настоящее время подлежит одежда из меха. Маркировка обуви вводится государствами ЕАЭС самостоятельно, при этом запрет на оборот немаркированных обувных товаров может быть введен не ранее 1 марта 2020 года.

Последствия для внутреннего рынка

В связи с тем, что узбекская продукция кожевенно-обувной отрасли имеет конкурентные преимущества как на внутреннем рынке, так и на рынке стран ЕАЭС, увеличения импорта готовой продукции из стран ЕАЭС не ожидается.

Однако определенные последствия от вступления Узбекистана в ЕАЭС для внутреннего рынка все же следует ожидать.

Розничные цены на обувь на рынке Ташкента (в долларах США):


Цены на отечественную продукцию

Цены на продукцию России

Туфли мужские

20−47

46−60

Туфли женские

30−55

42−58

Обувь детская

20

33−63

Обувь мужская зимняя с мехом

39−70

147


Отмена запрета на свободный вывоз кожевенного и мехового сырья и полуфабрикатов может увеличить экспорт этих товаров в страны ЕАЭС, ввиду чего повысятся внутренние цены на данную продукцию.

Отмена действующих льгот по таможенным пошлинам приведет к повышению затрат на производство кожевенного и мехового сырья и полуфабрикатов.

Что касается готовой продукции, то ожидается увеличение импорта (в том числе нелегального) продукции кожевенно-обувной отрасли из третьих стран (Китай, страны Юго-Восточной Азии) за счет снижения таможенных пошлин и действующей ЗСТ между Вьетнамом и ЕАЭС в том случае, если Узбекистан станет участником данной ЗСТ.

Вьетнам является вторым экспортером обуви в мире. По данным UN Comtrade, в 2017 г. Вьетнам экспортировал обуви на сумму 15 млрд. долл. Страны ЕАЭС, по данным ЕЭК, в 2018 г. импортировали из Вьетнама обуви на сумму 327,5 млн. долл.

Экспортные перспективы

Экспорт Узбекистана по основным товарным группам кожевенно-обувной отрасли в 2018 составил $137,6 млн, 85% экспортируемой обувной продукции поступает на рынок стран ЕАЭС.

Сохраняется значительный потенциал по увеличению экспорта кожевенно-обувной продукции на рынки стран ЕАЭС в силу больших объемов импорта (в 2018 году — $5,1 млрд).

Вступление в ЕАЭС может способствовать увеличению экспорта, в частности, ожидается повышение экспортных возможностей кожевенно-обувной отрасли Узбекистана в 2 раза.

Повышение экспортных возможностей отрасли можно ожидать за счет нескольких факторов.

  1. Себестоимость кожевенно-обувной продукции в Узбекистане ниже себестоимости аналогичной продукции в странах ЕАЭС.
  2. Со вступлением в ЕАЭС открывается доступ отечественных предприятий к государственным закупкам продукции легкой промышленности в странах ЕАЭС и, в частности, России. К примеру, тендеры Министерства обороны РФ по обуви проводятся совокупно на $2 млн.
  3. Благодаря вступлению в ЕАЭС ожидается снижение транспортных издержек и упрощение транзита экспортных товаров по территории Казахстана и РФ.
  4. Расширение экспортных возможностей будет способствовать реализации незадействованного экспортного потенциала продукции кожевенно-обувной отрасли Узбекистана на рынках стран ЕАЭС, в том числе за счет максимальной загрузки имеющихся производственных мощностей.

Кроме того, увеличению экспорта может способствовать рост числа новых инвестиционных проектов за счет инвесторов из стран ЕАЭС и Китая. В связи с отсутствием преференциального режима доступа на рынок ЕАЭС Китай может быть заинтересован в создании производств на территории стран ЕАЭС и, в частности, Узбекистана, учитывая наличие достаточной сырьевой базы, дешевой рабочей силы. Расширяется возможность для кооперации, в том числе с использованием сырьевой базы стран ЕАЭС

Заключение

Таким образом, можно ожидать достаточно благоприятных последствий от возможного вступления в ЕАЭС для кожевенно-обувной отрасли Узбекистана. Вместе с тем, для смягчения возможных негативных последствий целесообразно в процессе вступления предусмотреть необходимость следующих мер.

  1. Сохранение нулевых ставок импортных таможенных пошлин Узбекистана на сырье, оборудование и комплектующие для отечественных предприятий текстильной и швейно-трикотажной отраслей в рамках 10-летнего переходного периода.
  2. Гармонизация положений технических регламентов Узбекистана и ЕАЭС в области безопасности продукции кожевенно-обувной отрасли до вступления или в рамках переходного периода. Установление определенного пятилетнего срока действия сертификатов и деклараций соответствия, выданных национальными органами до момента вступления в ЕАЭС.
  3. В течение переходного периода должна быть завершена реализация запланированных в отрасли крупных инвестиционных проектов, а также приняты меры по достижению применения требований сертификатов ЕАЭС для отечественных предприятий.
  4. Отсрочить вопрос о присоединении Узбекистана к ЗСТ с Вьетнамом на время переходного периода.

Можно предположить, что кожевенно-обувная отрасль Узбекистана, сопоставимая по объемам с аналогичной отраслью Беларуси, больше выиграет от вступления в ЕАЭС.

На фоне возможного увеличения импорта из третьих стран на внутренний рынок готовой кожевенно-обувной продукции вступление в ЕАЭС позволит Узбекистану нарастить экспорт в страны ЕАЭС за счет сокращения нетарифных барьеров, снижение транспортных издержек.

Ранее в ЦИЭР рассказали, что будет с автопромом Узбекистана, если страна вступит в ЕАЭС.