Согласно статье 39 Конституции Узбекистана, пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума.

Меж тем, в стране по-прежнему отсутствуют размеры как прожиточного минимума, так и потребительской корзины.

Доктор экономических наук, эксперт ПРООН в Узбекистане Сергей Воронин написал для «Экономического обозрения» колонку на эту тему.


Почему низкие зарплаты

Джамшид Кучкаров, когда был министром финансов, отмечал, что что, если озвучить величину прожиточного минимума, это приведет к «юридическим вопросам».

«Нам придется повысить [пособия и пенсии], но сейчас нет такой возможности… бюджет не сможет это поднять. ВВП на низком уровне, за ним ничего нет, кроме внешнего долга», — отметил Глава Министерства финансов.

Также им было высказано, что «с экономическим ростом, увеличением ВВП, будут расти поступления в бюджет, что позволит повысить размер пособий. В обществе должен быть достигнут такой компромисс».

Повышение с 1 февраля 2020 года на 7% размера заработной платы работников бюджетных учреждений и организаций, пенсий, стипендий, пособий, а также материальной помощи малообеспеченным семьям также не позволит решить эту проблему на должном уровне.

Действительно, достижение соответствия между минимальным размером оплаты труда, величиной пенсий и прожиточным минимумом это очень важный вопрос, который требует своего решения на системной основе. Российской Федерации потребовалось 10 лет, чтобы привести минимальную зарплату в соответствие с прожиточным минимумом и потребительской корзиной.

Основной причиной недостатка средств на выплату реальных размеров пенсий и пособий многие финансисты видят в том, что из 13-миллионного трудоспособного населения подоходный налог платят только пять миллионов, а остальные граждане никаких налогов не оплачивают.

Несмотря на сокращение ставки НДФЛ до 12% и увеличение за 2019 году поступлений в бюджет по нему в 2 раза (с 6,4 до 12,7 трлн сумов), количество занятых в экономике увеличилось лишь в 1,2 раза (с 3,9 до 4,7 млн. человек), а по некоторым оценкам — в 1,1 раза (на 500 тысяч человек).

Около 8 млн. человек по-прежнему работают в неофициальной сфере экономики, не оплачивая НДФЛ и пользуясь, при необходимости, бесплатными услугами государства (они сами и, возможно, их близкие).

Почему так много узбекистанцев не платят налоги

Во-первых, сложившийся высокий уровень инфляции в экономике. По данным Министерства экономики и промышленности, основными причинами роста цен и инфляции являются либерализация регулируемых цен (3,6%), девальвация обменного курса национальной валюты (3,7%), рост кредитования экономики, дефицита госбюджета и заработной платы (4,1%), инфляционные ожидания (2,1%), индексация отдельных налогов и платежей. Действие этих факторов обесценивает доходы населения.

Во-вторых, существенный рост расходов Государственного бюджета (+37% в 2019 году), который многие из занятых работников не ощутили лично на себе и своих семьях (строительство престижного жилья, ремонт автодорог, улучшение городской инфраструктуры) при не высоком качестве услуг в сферах образования, здравоохранения, коммунального обслуживания, а также сравнительно высоких ценах на услуги, предоставляемые в коммерческом секторе.

В-третьих, у занятых работников имеются проблемы с получением страховых средств в случае временной нетрудоспособности, выходных пособий при увольнении, пособий по безработице. Размеры других пособий также незначительны (по уходу за ребенком, по инвалидности близких родственников, пенсий и так далее), что создает «порочный круг».

В-четвертых, нет полноценного «социального пакета», который бы стимулировал расширение занятости в официальном секторе экономики (обязательное медицинское страхование, качественное социальное обеспечение и другое).

В-пятых, недостаток рабочих мест с привлекательными условиями труда и размерами заработной платы, неуверенность в росте доходов в будущем и другое (высокий уровень коррупции, например).

В-шестых, высокий уровень неофициальной и теневой сферы (примерно 44−46% от ВВП), в которой обращаются масштабные денежные, трудовые, материальные и иные ресурсы.

К чему это приводит

Использование теневых оборотных средств постоянно подпитывает неофициальную деятельность, не встречая эффективных мер по противодействию получению и использованию теневых доходов.

Эти средства используются на строительство торговых и других офисов, престижного жилья, проведение «евроремонта» квартир, оказания иных услуг как для граждан трудоспособного возраста, так и других слоев населения, без оплаты ими НДФЛ, социального налога и других платежей.

В этих условиях трудоспособный человек теряет надежды на работу в официальной сфере экономики и старается как можно больше заработать в данный конкретный момент времени в теневой экономике, соглашаясь нередко на тяжелые условия работы, возможные санкции со стороны государства и вероятное мошенничество со стороны работодателя.

Широкое участие в действующем бизнесе, а также формирование своего личного «дела» также сдерживается по объективным и субъективным причинам.

Что делать

Для начала обществу нужно определиться и найти компромисс по такому важному, стратегическому вопросу: что мы хотим получить в итоге — страну тружеников или страну иждивенцев.

Если мы выбираем первый путь, то нужно серьезно работать над созданием наиболее благоприятных условий для работников коммерческого сектора.

В этом случае мы через стимулирующие экономические механизмы должны стараться направить энергию трудоспособных граждан именно в эту сферу экономики.

Если выбирается второй путь, то в этом случае идеи обычно нацелены на то, как больше взять дохода у коммерческого сектора и перераспределить его в пользу граждан, получающих доходы из бюджета и государственных целевых фондов.

Выбор крайности из этих двух направлений может привести к негативным тенденциям в социально-экономическом развитии общества (либо чрезмерное доминирование рыночных отношений во всех сферах жизни, потеря взаимовыгодных отношений между поколениями людей, либо — централизованное распределение дефицитных ресурсов, что было при плановой экономике).

Оптимальный путь может заключаться в следующем: создавая максимально благоприятные условия для развития коммерческого сектора экономики не забывать о долге бизнеса перед обществом, выполнение которого заключается в формирование ресурсов, необходимых для выполнения рациональных функций государства, достойной жизни пенсионеров, инвалидов, детей, а также других получателей бюджетных средств.

Это сложная, но выполнимая задача. В зависимости от состояния и развития экономики данная задача должна решаться поэтапно в зависимости от установленного компромисса в обществе между различными слоями граждан, между бизнесом и государством.

В коммерческом секторе экономики ее ядром является реальный сектор, в частности — промышленность и ее базовые отрасли, транспортная сфера, сельское хозяйство.

В сфере промышленности наибольшую важность имеет развитие сырьевых отраслей, энергетики, химической и нефтехимической сферы.

Их устойчивое развитие создает предпосылки для развития секторов, в которых выпускается промышленная потребительская продукция, а также для других сфер, независимо от форм собственности предприятий, вида и организации деятельности.

Эти отрасли обеспечивают продовольственную и иную безопасность страны в настоящем и будущем. В стоимости продукции этих отраслей, как правило, имеется природная рента, которая принадлежит всем гражданам страны (в особенности — в сырьевых отраслях и сельском хозяйстве).

Налоговые и другие поступления от этих предприятий должны полноценно участвовать в финансировании расходов госбюджета, в том числе — при формировании средств на пенсии и пособия соответствующих категорий граждан.

Необходимо создать условия для формирования паритетного стоимостного обмена (торговли) между хозяйствующими субъектами промышленности и сельского хозяйства, что будет обеспечивать взаимовыгодное развитие между городами и селами.

Либерализация ценообразования и полная отмена государственных закупок (хлопок, зерно) может привести только к постоянному росту цен на продукцию этих отраслей и снижению рентабельности сельскохозяйственного производства.

Здесь лучше сохранить государственное регулирование и ввести эффективный механизм формирование закупочных цен, на примере США (добровольное участие фермеров в госзакупках).

Если фермерское хозяйство участвует в госзакупках, то государство необходимо позаботиться на обеспечение своевременного поступления в село ГСМ, сельскохозяйственной техники по регулируемым ценам, электроэнергии, семян, предоставлению агротехнических и других базовых услуг.

Государство может выступать гарантом соблюдения контрактов между сельским хозяйством и обслуживающими его секторами в рамках установленного объема госзакупок.

Достижение стабилизации цен на продукцию сырьевых и топливно-энергетических отраслей экономики, а также транспортной сферы позволит создать благоприятные условия для развития сфер, в которых осуществляется ее обработка, а также — производство готовой, конечной потребительской продукции с высокой добавленной стоимостью и степенью переработки.

Деятельность в отраслях, в которых производятся средства труда (полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, инструмент) и готовая потребительская продукция, не участвующая в госзакупках, должна осуществляться в условиях действия исключительно рыночных факторов без регулирующего участия государства (по возможности — в условиях высокой конкуренции).

Для создания и поддержания паритетных стоимостных отношений между базовыми отраслями экономики необходимо определить и законодательно оформить государственную ценовую стратегию.

Для этого следует определить и зафиксировать в соответствующих нормативных документах, какие цели ставит большая часть общества перед государством в динамике цен.

Это, прежде всего касается таких важных факторов производства, как «труд», «предметы труда» (сырье), «средства труда» (машины, оборудование, технологии), «инновации», «земельно-водные ресурсы», «готовая потребительская продукция», «ИКТ» и другие.

Реализуя ценовую стратегию при помощи различных инструментов государству необходимо стремиться к тому, чтобы качественный «труд», «сырье» (особенно, не восполняемое в будущем), земельно-водные ресурсы становились при использовании более дорогими (поэтапно, в течение определенного времени).

Это поможет создать экономические стимулы, чтобы данные природные ресурсы эффективно использовались в общественном и частном секторах экономики, а также в домашнем хозяйстве.

Потребление этих ресурсов должно быть дорогим. Все остальные ресурсы, прошедшие определенные стадии обработки, должны использоваться или производиться с минимальным уровнем налогообложения.

В связи с этим в перспективе должна повышаться роль налогов на потребление ресурсов с учетом воздействия на человека и окружающую среду.

Ценовая стратегия государства может реализовываться как при помощи механизмов налогообложения (акцизов, налога с оборота), так и путем приватизации, либерализации, разукрупнения крупных монополий, создания и развития конкурентных условий.

В структуре стоимостей основных факторов производства в последние годы существенно обесценился труд в реальном секторе экономике.

Уровень заработной платы персонала, занятого на производственных предприятиях, а также ее покупательная способность в условиях высокой инфляции и действия иных факторов потеряла значительную часть своей стимулирующей функции.

В связи с этим, необходимо создать условия для повышения стимулирующей роли оплаты труды в реальном секторе экономики. Это можно сделать при помощи таких экономических рычагов, как повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до «прожиточного минимума» и введения надбавки к величине социального налога, который начисляется работодателем на ФОТ (ранее назывался — ЕСП).

Средства от надбавки следует направлять в специально создаваемые два источника: фонд проживания при временной нетрудоспособности работника (ФП) и фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).

Надбавка к социальному налогу, фактически, будет являться частью заработной платы, которая выплачивается работнику в случае наступления страхового случая (временной нетрудоспособности).

Если работник в течение года не «заболеет», то часть из этих средств можно передать ему в виде «бесплатного медицинского обследования», «укрепления здоровья в санатории» и предоставления иных подобных услуг.

Повышение МРОТ в коммерческом секторе экономики до уровня прожиточного минимума и введение надбавки к социальному налогу (12%+8%) в виде «социального пакета» для данного сектора, позволит существенно усилить действие стимулов для легализации деятельности физических лиц.

Это, в свою очередь, будет способствовать росту поступлений в бюджет по НДФЛ, средства которого можно будет перераспределять, в том числе и на повышение пенсий, пособий по уходу за ребенком, по инвалидности, по безработице и другим видам социальной поддержки.

В заключении можно еще отметить, что для создания благоприятных условий для расширения занятости, создания и поддержания условий паритетного товарообмена между базовыми отраслями экономики, создания сбалансированности между доходами населения (зарплата, пенсии, пособия) и потребительскими ценами можно использовать следующие стратегии в налогообложении:

  1. Трансформация НДС в налог на продажи (на каждом этапе технологической цепочки без зачетного механизма). Использование данного метода стало возможным в экономике Узбекистана после отмены в 2019 году оборотных налогов с выручки, сокращения уровня налогообложения ФОТ, снижения ставки НДФЛ;
  2. Трансформация НДС в налог с оборота, исчисляемого только при реализации потребительских товаров, работ и услуг (за наличный расчет или пластиковую карточку);
  3. Увеличение размера годового «порога» при выборе режима налогообложения с 1 млрд сум до 3 млрд сумов с 1 марта 2020 года.

Принятие вышеперечисленных направлений и мер позволит создать благоприятные условия для реализации ценовой стратегии государства, активизации инвестиционной деятельности, расширения занятости, повышения платежеспособного спроса населения и, на этой основе, роста поступлений средств Госбюджета и государственных целевых фондов.

В этом случае будут создаваться необходимые условия для повышения пенсий и пособий соответствующих категорий граждан без ущерба для развития коммерческого сектора экономики (ослабление стимулов к качественному, производительному труду).

Сокращение участия государства в экономике должно сопровождаться эффективными механизмами государственного регулирования в тех базовых секторах экономики, которые обеспечивают экономическую безопасность страны.

Это положение усиливает свое значение в условиях усиления интеграционных процессов в рамках ВТО и ЕАЭС, а также — нестабильности мировой экономики.