Елизавета Орлова непродолжительное время работала парикмахером, но в 2017 году поняла, что хочет продолжить семейное дело — открыть свой зоомагазин. Сегодня «ЗооМир» принимает более 120 посетителей в день и планирует открыть вторую точку.

Для Spot Елизавета рассказала о возможностях этого бизнеса в Узбекистане, продвижении и конкуренции с продуктовыми магазинами.

Дело семейное

История магазина товаров для животных «ЗооМир» началась в 2017 году внутри супермаркета korzinka.uz возле Ташкентского аэропорта, где мы до сих пор и находимся. Стартовый капитал в $4 тыс. собрала с поддержкой семьи, они же помогли с начальным заполнением полок.

Зоомагазины — это семейный бизнес. У моей мамы и дяди есть свои точки в разных районах Ташкента, поэтому я еще в детстве думала, что пойду по их стопам. Благодаря этому мне не пришлось искать поставщиков. Поначалу у нас было около 15 партнеров, сегодня их 35.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

В начале на рынке были проблемы с ассортиментом, но развитие не стоит на месте, потому сегодня контрагентов стало больше, но все же Узбекистан пока уступает соседним странам, например Казахстану.

Помимо корма и аксессуаров для животных мы продаем и самих животных: птичек, хомячков, морских свинок, черепах, хамелеонов, белок-летяг. Мы вообще можем найти любое животное под заказ, даже экзотическое, типа енота.

Животных берем из специальных питомников, от поставщиков, которые специально занимаются разведением животных. Иногда мы и сами выращиваем, например, недавно у нас родились 20 хомячков.

Спрос на домашних животных в Ташкенте есть — их у нас покупают примерно каждые два дня. Чаще всего берут птичек, хомячков или черепах, потому что это выгодно по цене и по уходу. Попугайчики, к примеру, стоят 35 тыс. сумов, хомячки 20 тыс. сумов, а черепашки около 40 тыс.

Чтобы продавать животных нужна только справка с ветеринарной клиники по месту жительства. На время проверки животные находятся под карантином, и только после удостоверения, что они здоровы, мы их выставляем и продаём.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Клиенты и продвижение

Наши клиенты — это любители домашних животных, люди разных возрастов, в основном, женщины. Спрос уверенно растет — на первых порах у нас было около 70 посетителей в день, а сейчас более 120. Чаще всего покупают корма для животных.

Спрос у нас волнообразный — к концу месяца посетителей всегда меньше, потому что люди начинают экономить до получения заработной платы. Особого сезона в этой ниши нет, потому что животные должны питаться каждый день.

Здесь важно подстроиться под клиентов — мы, например, работаем до 22:00, так что люди часто заходят к нам после работы.

Вкладываться в продвижение мы начали постепенно. В первое время пользовались наружной рекламой, но людям было сложно ориентироваться и они думали, что зоомагазин внутри супермаркета. Тогда мы наклеили лапки, которые ведут к нашим дверям — это сработало.

Еще неплохо работает сарафанное радио — клиенты просто делились со знакомыми номером телефона магазина, рассказывая, что у нас самые низкие цены.

Страница в Facebook и другие социальные сети приносят около 40% клиентов. В целом на весь маркетинг мы тратим $150 в месяц.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Еще один хороший канал клиентов нам обеспечивают поставщики — сейчас много разных марок, которые конкурируют между собой. Каждый производитель кормов заинтересован в том, чтобы его продукция больше продавалась в том или ином магазине, поэтому многие указывают нас в своей рекламе.

Ошибки и сложности

Одной из главных задач предпринимателя — привлечь и повысить лояльность покупателей. Для этого мы установили минимальную наценку на товары, около 20%.

Количество клиентов росло, «ЗооМир» начал приносить прибыль, так что мы решили не менять наценку. На прибыль мы вышли через год, а за два года объемы продаж увеличились в четыре раза — сегодня кассовый оборот разнится от 500 тыс. и до 1 млн сумов в день.

Средний чек — 20 тыс. сумов. Посетители могут купить у нас и на 1,5 тыс. сумов, и на 1 млн сумов, и даже больше — это когда корпоративный заказ для приюта животных или что-то подобное. Кроме того, многие клиенты оставляют нам деньги или продукты, а приют забирает это кормом по себестоимости.

В нашей работе много особенностей. Например, если почистить попугайчиков и их кормушку, то через 10 минут весь корм уже будет раскидан и снова будет грязно. Еще у нас везде предупреждения, что животных нельзя трогать руками, но ни дети, ни взрослые не обращают внимания на таблички и это часто заканчивается укусами. Рутины нет.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Поначалу у нас не было системы, поэтому продавцы могли продать 1 кг корма по цене упаковки в 5 кг. За этим трудно уследить, а поймать тем более, поэтому мы потратили $1,5 тыс. и обзавелись системой автоматизации товарооборота.

Это сильно облегчило жизнь, потому что теперь можем отслеживать объемы продаж, количество товара на складе и в магазине. Причем удаленно — я могу даже не приезжать в магазин.

Конкуренция

Наши главные конкуренты — продуктовые магазины, которые продают корма, несмотря на отсутствие специализации в этой сфере.

Сегодня для открытия зоомагазина не требуется лицензии, так что обычные магазины и супермаркеты продают свои продукты рядом с кошачьими кормами, хотя так быть не должно — пище для животных нужны особые условия, такие как температура, влажность и многое другое.

Хотелось бы, чтобы корма продавали именно специализированные магазины, а не супермаркеты. Это то же самое, как если я бы поставила у себя на полках сахар и муку — это не нормально.

Если продолжить тему конкуренции, то успех здесь зависит от трех основных факторов:

  • местоположение — проходимость, видимость, желательна парковка;
  • цена — чем ниже, тем больше посетителей;
  • персонал — чем профессиональнее, тем лучше.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас мы планируем расширение. В этом году хотим открыть еще одну точку, а пока ищем помещение.

Потенциал в нише есть — это, пожалуй, одна из самых лучших бизнес-идей для начинающих предпринимателей. Открытие небольшого зоомагазина требует сравнительно небольших вложений, а еще она устойчива к кризисам, потому что многим людям легче урезать собственные расходы на еду, чем ограничить рацион домашнего питомца. Сегодня люди уже не посто покупают корм, но и витамины для животных, и многое другое — это открывает большие перспективы.

Елизавета Орлова родилась в 1995 году. Окончила Сельскохозяйственный колледж по направлению ветеринарного фельдшера. В декабре 2017 года основала зоомагазин «ЗооМир».