В мае 2018 года Spot писал, что канадская SkyPower Global реализует в Узбекистане ряд проектов по солнечной энергетике.
В частности, SkyPower должна была спроектировать, профинансировать, построить и запустить солнечные фотоэлектростанции общей мощностью в 1000 МВт.
Почему та сделка была исторической
Впервые в истории Узбекистана:
- к производству электроэнергии решили допустить полностью частную компанию;
- государство обязалось покупать энергию у частной компании;
- страна привлекала прямые иностранные инвестиции от одной компании на такую солидную сумму как $1,3 млрд;
- к государственно-частному партнерству привлекли североамериканскую компанию.
Сделка была с воодушевлением воспринята не только в Узбекистане, но и Канаде.
Франсуа-Филипп Шампань, министр международной торговли Канады, называл ее «историческим партнерством, которое будет способствовать росту региона и поможет создать канадскую экспертизу в этом быстрорастущем секторе».
«Мы рады, что построим первую в Узбекистане солнечную электростанцию. Узбекистан — страна, которая имеет огромные возможности для иностранных инвесторов», — говорил тогда главный исполнительный директор SkyPower Керри Адлер.
Согласно постановлению президента, Узбекистан в лице «Узбекэнерго» обязался покупать произведенную SkyPower энергию, а Министерство финансов должно было предоставить компании гарантии, что выполнит эти обязательства.
Однако сейчас, спустя почти два года, SkyPower все еще ждет эту гарантию. Об этом Керри Адлер сообщил в рамках интервью агентству Amerika Ovozi. По его словам, без этой страховки компания попросту не сможет работать в Узбекистане.
Сделка, которой могло не быть
Керри Адлер подробно рассказал, как готовилась сделка. По его словам, все началось в 2017 году, когда президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев прибыл в США для участия на общих дебатах на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
SkyPower хотя и является канадской компанией, но ее контрольный пакет принадлежит американцем, так что Адлера пригласили на гала-ужин. Ему сообщили, что компания была выбрана правительством Узбекистана для того, чтобы создать и развивать сектор солнечной энергетики в стране.
По словам Адлера, ему также удалось лично пообщаться с Шавкатом Мирзиёевым, который сообщил, что ждет его в Ташкенте через две недели с предложением и контрактом.
«В течение 48 часов мы подписали рамочное соглашение о намерении SkyPower вложить $1,3 млрд в Узбекистан. 14 дней спустя я явился с командой из 15 человек. У нас на руках были экономические исследования от Deloitte, контрактные соглашения, инженерные планы. Мы составили четкий план и поняли, что от нас требуется», — говорит Адлер.
Он отметил, что это был большой риск, потому что Узбекистан только начал открываться миру, у страны не было никаких рейтингов (первый кредитный рейтинг был получен только в конце 2018 года — прим. Spot), но все решила личность Шавката Мирзиёева.
«Я имел удовольствие общаться со многими президентами и лишь немногие из них могут так же открыто и просто сказать, что стране нужны инвестиции, она готова создать условия и открыта для всех. Он особенный и уникальный человек, напоминает мне [Джона] Кеннеди с точки зрения того, как он себя ведет, с точки зрения очарования», — признается Адлер.
По его словам, компания потратила около $10 млн на подготовительные работы, построила офис, подписала долгосрочную аренду, наняла людей, провела глобальный тендер и многое другое.
Когда же SkyPower, выполнив все свои обязательства, приехала за документом с гарантией, представители Узбекистана сообщили, что не готовы это подписать.
Керри Адлер заявил, что компания так и не получила официального объяснения, но по данным Amerika Ovozi, на то есть две причины.
- Во-первых, в Узбекистане подсчитали, что стоимость энергии, производимой SkyPower, составит 6 центов за кВт⋅ч, а потом появились более доступные предложения (например, арабская Masdar выиграла тендер, предложив 2,6 цента за кВт⋅ч — прим. Spot).
- Во-вторых, законодательство Узбекистана не позволяет Министерству финансов предоставлять гарантию оплаты иностранной компании. Да, это было поручено постановлением президента, но правовые механизмы так и не были отрегулированы.
Это не коррупция, это что-то другое
Керри Адлер отмечает, что знает о практике, когда компании дают взятку для того, чтобы ускорить оформление формальностей, но SkyPower так не работает и никто с подобными предложениями к ним не обращался.
«Если бы кто-то нам сказал, что мы должны что-то кому-то дать, чтобы получить свой контракт, мы бы немедленно сообщили об этом Transparency International (неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией — прим. Spot) и тогда об этом узнал бы весь мир», — говорит Адлер.
Он считает, что, возможно, дело в людях, которым президент поручил закрыть сделку.
«Очень хорошо, когда есть лидер, который знает, что делать. Но надо, чтобы его окружали такие же люди», — говорит Адлер.
По его словам, проблема заключается в том, что людям ниже рангом мешает страх принять неправильное решение, а страх — один из величайших ингибиторов на свете. В итоге, никто ни за что не отвечает и ответственности не несет.
«Проблема в том, что если вы не берете на себя ответственность за то, что вам поручает президент, ваш глава государства, то то, что вы делаете, это разрушение видение правительства. Шавкат Мирзиёев — удивительный, честный, добродушный человек, но вот люди ниже не выполняют поручения», — считает Адлер.
Он сообщил, что компания встречалась с бизнес-омбудсманом, но это так же закончилось ничем. По его словам, позицию SkyPower поддерживают власти США, потому что компания имеет на Узбекистан большие планы.
«Мы не просто хотим производить энергию. Проект принесет в ВВП несколько миллиардов долларов, создаст около 30 000 рабочих мест», — отметил Адлер.
Он также процитировал посла США в Узбекистане Даниэля Розенблюма, который отметил, что власти должны выполнять свои договорные обязательства независимо от того, появилась ли впоследствии более привлекательная цена [на электроэнергию].
«Вы подписали контракт, у людей есть ожидания. Почитайте контракт. Вы уважаете контракт, вы получаете доверие, вы получаете репутацию. Люди потянутся к вам», — говорит Адлер.
«Устали быть шайбой»
Керри Адлер сообщил, что все это время чувствовал себя хоккейной шайбой, которую гоняют туда-сюда. SkyPower обратилась в Министерство инвестиций, которые отослали их в Министерство финансов, а те перенаправили в другое место. И так снова и снова.
Он отметил, что компания могла бы решить вопрос по-другому, потому что контракт предусматривает ликвидацию убытков, и пойти в Гаагский суд, но SkyPower не хочет брать с Узбекистана деньги за то, чего не строила.
«Мы не хотим идти по этому пути, но сейчас мы находимся в той точке, когда я написал 1200-страничное письмо президенту Мирзиёеву с подробным описанием всех копий корреспонденции», — сказал Адлер.
Он добавил, что не встречался с президентом с 2018 года, хотя неоднократно пытался добиться этого. Один раз встречу даже назначили, но вскоре отменили.
«Мир смотрит»
Керри Адлер сообщил, что акционеры и банк компании хотят гарантию оплаты за поставленную энергию, потому что правительства меняются.
«Любая страна, у которой нет кредита инвестиционного уровня, должна предоставить второй уровень гарантии», — подчеркивает он.
Адлер обратил внимание на то, власти не могут сейчас удовлетворить потребность в электричестве — с этой проблемой сталкиваешься уже в 40 минутах езды от Ташкента. Пока власти продают электроэнергию, они могут платить производителям энергии.
По его мнению, сейчас Узбекистан для развития возобновляемой энергии нуждается не в помощи Международной финансовой корпорации (МФК), а в том, чтобы сесть за стол и вести бизнес так, как это делают во всем мире.
В стране, как он отмечает, и так непростые условия. Инфляция составляет 15%, валюта обесценилась в два раза, люди вынуждены усердно и упорно трудиться, чтобы прокормить семью, и у них нет того, что жители США или Канады воспринимают как должное.
«Но есть президент, который говорит „Хватит“. И люди вроде Сухроба Холмурадова (бывший вице-премьер и председатель Госкоминвестиций — прим. Spot) внезапно уходят в никуда. Он был одним из тех, кто пытался заблокировать наш проект», — сказал Адлер.
Он также признался, что недавний визит госсекретаря США Майкла Помпео никак не повлиял на ситуацию.
«И мы никуда не денемся. У нас есть контракт. Мы инвестировали деньги и сейчас у нас есть два пути, но лично я хочу показать пример. Я хочу показать, что если вы выполняете контракты, делаете правильные вещи, то люди последуют за вами. Мы были первыми, кто пришел сюда — после нас уже были МФК и другие компании. Так и формируется доверие к стране, а это не то, что можно купить. И если первые лица страны приглашают инвесторов, а вторые и третьи не следуют указаниям, то никто больше не придет», — отметил Адлер.
Много говорится о том, что у Узбекистана хороший потенциал, продолжил директор SkyPower. Это действительно так, но для этого надо соблюдать верховенство закона. Есть контракт, есть постановление, надо делать.
«Вместо того, чтобы просто покупать готовые солнечные батареи в Китае, мы будем собирать их здесь. Мы хотим, чтобы 30 000 рабочих мест были заняты людьми, хотим построить сборочное производство. Мы хотим, чтобы Узбекистан стал центром Центральной Азии, где солнечные панели красовались с гордой надписью „Сделано в Узбекистане“. И чтобы они отправлялись в другие страны. Это начало экономики. Мы не просим ничего, кроме цены за энергию, о которой мы договаривались. Сейчас есть шанс сделать это правильно. SkyPower — это шанс сделать все правильно. Мир смотрит», — сказал Адлер.
Полное видео беседы: