В пятницу министры нефти ОПЕК и стран, не входящих в картель, включая Россию, Казахстан и Азербайджан (ОПЕК+), впервые с конца 2016 года не смогли договориться о параметрах сделки по сокращению добычи.
Россия отказалась от дополнительного сокращения добычи и предложила оставить действующие условия сделки, предусматривающие сокращение добычи нефти на 1,7 млн барр./сутки. Саудовская Аравия же, напротив, выступила за дополнительное сокращение на 1,5 млн барр./сутки до конца года.
С 1 апреля компании начнут добывать столько нефти, сколько считают нужным. Эр-Рияд планирует нарастить добычу нефти до более 10 млн барр./сутки, а при необходимости — и до рекордных 12 млн барр./сутки. Помимо этого, Saudi Aramco также решила снизить цены на сырую нефть.
Что с нефтью
Еще в пятницу она потеряла в цене почти 9%, но настоящий обвал произошел в понедельник. На открытии торгов 9 марта цена на нефть марки Brent составила $38. На закрытии ее стоимость была на уровне $46.
Таким образом, цена на нефть марки Brent опустилась ниже $35 долларов за баррель, обрушившись на 22%. Так дешево последний раз нефть торговалась в 2016 году.
Нефть показала рекордное падение внутри дня с 1991 года, когда началась операция США «Буря в пустыне» в Персидском заливе по освобождению захваченного Ираком Кувейта.
Что с рублем
Еще в пятницу рубль начал дешеветь, но на фоне обвала мировых цен на нефть начал быстрее терять в цене — курс доллара вырос до 72 рублей, а евро подорожал до 82 рублей.
При чем тут Узбекистан
Цены на нефть имеют косвенное влияние на Узбекистан через Россию и другие страны. В первую очередь, через трудовых мигрантов, которые являются одним из основных каналов притока валюты в страну.
В 2014 году, после обвала рубля, санкций и других событий, количество узбекистанских мигрантов в России начало снижаться, но уже в 2017 году поток восстановился и сейчас активно растет (ежегодно более 1,5 млн узбекистанцев выезжают на заработки в Россию).
Ослабление рубля к доллару США, может привести к сокращению валютного объема этих переводов, от которых зависят многие семьи в Узбекистане.
Банк России еще не опубликовал статистику за весь 2019 год, но известно, что за девять месяцев прошлого года из России в Узбекистан прислали $3,4 млрд. Чем слабее рубль, тем меньше будет денег у населения за счет сокращения сумм переводов.
Второй фактор — экспортеры. Так как Китай сейчас испытывает сложности из-за коронавируса и не готов увеличить поставки из других стран, то Россия впервые за три года стала основным импортером Узбекистана.
Слабый рубль может укрепить обменный курс сума, что сделает более дорогой продукцию отечественных экспортеров на российском рынке и уменьшит их выручку.
Замедление роста российской экономики приведет к снижению спроса с ее стороны, что уже случилось в случае отношений Узбекистана и Китая.
Помимо этого, как отмечал летом Центральный банк, обесценивание национальной валюты одного из основных торговых партнеров влияет на курсовые ожидания и процесс принятия решений участниками валютного рынка.
Третий фактор — импортеры. Обесценивание рубля и тенге делает Узбекистан привлекательнее для иностранных компаний, потому что российские и казахстанские компании начнут активнее искать другие рынки.
Сам импорт может не только вырасти, но и подешеветь. Это касается только тех товаров, которые производятся из российского сырья. Автомобили Lada, к примеру, в это число не входят, а в компании уже предупредили, что могут пересмотреть цены из-за обвала рубля.
Чего ожидать
Банк Goldman Sachs прогнозирует, что цена Brent может упасть до $20 за барр. в ближайшие недели.
«Мы считаем, что ОПЕК и Россия на этих выходных начали ценовую войну, после того как Саудовская Аравия агрессивно сократила относительную цену, по которой она продает свою нефть, на максимум по меньшей мере за 20 лет», — написали аналитики банка.
Рисковый сценарий Банка России предусматривает цены на нефть по $25−35. В этом случае в российской экономике наступает рецессия, ВВП падает на 1,5−2%, инфляция подскакивает до 6,5−8% из-за значительного ослабления рубля.
Все это вышеперечисленными способами может повлиять на Узбекистан, но Центральный банк считает внешние риски незначительными.
На развитие экономической ситуации в республике в 2020 году, в основном, будут оказывать влияние внутренние факторы, полагал в январе ЦБ, но тогда сложно было предсказать, что сделка ОПЕК+ сорвется, а нефть так сильно обвалится.