История фудтраков берет начало в конце XIX века, когда закусочные на колесах стали частью культуры Америки. Первым идею подобных закусочных развил американец Чарльз Гуднайт из Техаса, который купил у армии США старый фургон и приспособил его под столовую в 1866 году.
В дальнейшем некий американец Вальтер Скотт (однофамилец шотландского прозаика) изготовил фургон с окнами, который установил напротив редакции местной газеты. В меню были сэндвичи, пироги и кофе, которыми питались сотрудники редакции, так как это было быстро и дешево.
В 80-х годах XIX века запустилось первое производство фургонов, в которых были раковина, холодильник и кухонная плита. Так стартовала эра «еды на колесах».
Сегодня фургоны с едой так же популярны, как рестораны и кафе. Фудтраки прочно вошли в жизнь мегаполисов, потому что идеально вписываются в быстрый темп жизни.
В мире существует немало успешных фудтрак проектов — Five Guys, Guerilla Tacos, El Chapo, но в Узбекистане эта ниша пока не особо развита. Да, фудтраки периодически появлялись в Ташкенте и других городах в разные годы, но массовости этот вид розничной торговли так и не получил.
В 2018 году в стране упростили правила выездной торговли, к которой относится и «еда на колесах». Разрешение теперь могут получать и индивидуальные предприниматели, а само оно выдается на срок не более 12 месяцев. Помимо этого, теперь выдается одно разрешение на право заниматься выездной торговлей в нескольких местах. Получить разрешение можно в районном или городском хокимияте.
Недавно стало известно, что российская компания по производству фудтраков продала в Узбекистан 20 фургончиков. На этом фоне Spot решил узнать, как обстоят дела с этим бизнесом в стране — где взять фургон, сколько он стоит, как устроен процесс и есть ли тут перспективы.
Особенности фудтрака как бизнеса
По словам Сергея Аллахвердова, директора Avadan Group, которая занимается производством фудтраков в Узбекистане, средняя стоимость небольшого продовольственного грузовика составляет от $7 тыс. до $13 тыс. В базовую комплектацию входит встроенный шкаф, LED-освещение, закаленное стекло и линолеум на полу.
Средняя стоимость газового оборудования варьируется от $100 до $640, холодильника для хранения продуктов — $350−500. Если же предприниматель хочет продавать мороженое, попкорн и сахарную вату, то ему нужно будет рассчитывать на цены от $140 до $950 за каждый комплект. Большинство заказчиков делают упор на мобильности:
«Фургоны, которые мы производим, работают на электродвигателях, поэтому клиенты обращают внимание на объем аккумулятора и просят увеличенный запас хода. Основными покупателями являются предприниматели туристических и платежеспособных центров — Ташкент, Бухара и Самарканд», — отмечает предприниматель.
При производстве следует учитывать качество используемых материалов, доступность электричества, пожарную безопасность и удобства для обслуживающего персонала. Подходить к комплектации фургона по словам Сергея следует комплексно, клиент должен ясно понимать, чего он хочет от фудтрака.
Сколько стоит запуск
Если рассматривать покупку нового авто, то для фудтрака выбирают нетяжелые грузовики или фургоны, где достаточно места для установки оборудования и комфортной работы персонала. Можно взять грузовик в аренду, как это сделал основатель компании China Shashlik Нодир Махмудов. Стоит это 4 млн сумов в месяц:
«В конце 2019 года примерно за $8 тыс. обустроили фургон под себя. Основой стала вытяжка с водяным фильтром, который очищает воздух от неприятного запаха, так не каждый клиент любит запах дыма от шашлыка», — говорит предприниматель.
По его словам, расходов в фургоне по сравнению с кафе и ресторанами меньше, а прибыль больше. На окупаемость China Shashlik рассчитывает выйти в течение года.
Прибыльность зависит от множества факторов. Один из основных — это иметь свою точку (кафе/ресторан), где можно заготавливать маринады для шашлыка или другие заготовки — это поможет сэкономить время.
Тулкинбек Ирисбеков из TIN’S Hot Dogs заказал фургон у местных мастеров, которые собрали фудтрак с нуля. В 2018 году в создание компании он вложил около 120 млн сумов.
В фудтраках ему понравилась мобильность и новизна. Главное, как считает предприниматель — купить качественное оборудование, которое в будущем станет хорошей инвестицией проекту. На окупаемость своего бизнеса он рассчитывает выйти в течение полутора лет.
Фото: из архива TIN’S Hot Dogs
Где поставить фургон
Как правило, фудтраки концентрируются в центре города. В Ташкенте предприниматели выбирают места рядом с учебными заведениями, станциями метро и многолюдными улицами. К примеру, на улице Шахрисабзской находится сразу шесть «закусочных на колесах», которые предлагают хот-доги, выпечку и горячие напитки.
«При выборе местоположения первого фудтрака, мы сделали акцент на центр города, поэтому выбрали место рядом с Центральным экопарком. В январе этого года открылся второй, который находится возле ЦУМа», — отмечает Тулкинбек.
Для получения постоянных последователей стоит выбрать деловые районы и студенческие городки. Также нужно максимально расширить свое меню, чтобы привлечь клиентов всех возрастов, считает он. В China Shashlik же при выборе места брались улицы, где часто гуляет молодежь.
Что продавать
Основной акцент China Shashlik сделала на шашлыках из различных видов мяса, как например курятины, конины, рыбы, гуся и баранины, а также овощных салатах, гарнирах и напитках.
Средняя цена шашлыков из различных видов мяса и печени — 5 тыс. сумов, из бараньей корейки 13 тыс. сумов. Также компания предлагает шашлыки из овощей, грибов, кукурузы и картофельного пюре, цена таких блюд от 3,5 тыс. до 5 тыс. сумов.
Еще фудтрак предоставляет несколько видов чаев — от 4 тыс. до 6 тыс. сумов, прохладительные напитки — от 15 тыс. до 18 тыс. сумов.
Основное меню TIN’S Hot Dogs — различные виды хот-догов, картофеля во фритюре, а также прохладительные напитки. Стоимость французского хот-дога или с охотничьей колбаской — 13 тыс. сумов, классического 10 тыс., а хот-дог с сыром 15 тыс. сумов. Картофель фри продается по цене 10 тыс., как и картофельные смайлики.
Фото: из архива China Shashlik
Как продвигать
TIN’S Hot Dogs продвигают через соцсети, а еще неплохо работает сарафанное радио. В июле прошлого года компания запустила в сети челлендж «Делай добро», в рамках которого нужно было устроить праздничный обед для строителей на стройке.
Также она предоставила 15% скидку студентам до 15 августа на всю продукцию. Ведение страниц в социальных сетях компания отдала на аутсорс.
Сезонность в этом бизнесе присутствует — летний период проходит безболезненно за счет увеличения продажи прохладительных напитков и сидячих мест на свежем воздухе, а в зимнее время компания пользуется услугами доставки, как например Bringo.
Другим путем пошли China Shashlik — сейчас для продвижения компания делает упор на баннерах фудтрака, а до открытия закусочной в социальных сетях запустили тизер «Мы стали еще ближе», чтобы подогреть интерес будущих клиентов к бренду.
Компания также украсила территорию вокруг автофургона мерцающими лампочками и светодиодными шнурами, что позволило увеличить приток посетителей.
«Мы свою работу начали недавно, но все же не заметили спада клиентов в зимний период. Днем посетители — это школьники, дети с родителями, вечером приходят люди в возрасте 25−40 лет», — говорит Нодир.
Конкуренция и чего ждать рынку
Учитывая, что фудтраки сравнительно молодой бизнес в Узбекистане, предприниматели расходятся во мнении о перспективах бизнеса в нашей стране. Тулкинбек видит сильную конкуренцию на рынке, один из факторов — новизна бизнеса и относительно легкий запуск.
Нодир же считает, что в конкуренция слабая, продовольственных грузовиков немного, а большинство из них и вовсе занимаются продажей кофе. Он отметил, что следует сначала открыть небольшое кафе, и только после этого задумываться о фудтраке.
По словам Сергея Аллахвердова, будущая ситуация на рынке зависит от изменений в законодательстве.
«Рынок фудтраков в Узбекистане только встает на ноги. У этой ниши большое будущее, но если же это останется в полумобильной версии, как сейчас, то рынок очень быстро насытится и „закусочные на колесах“ перестанут быть интересными», — говорит предприниматель.