Весь мир живет в рассрочку, и Узбекистан, с развитием настоящей рыночной экономики, перестает быть исключением.

Рассрочка, как новый вид розничной торговли, появилась более 200 лет назад, когда американский мебельный магазин Cowperthwaite & Sons в 1807 году стал предлагать своим клиентам оплату частями.

Это было только начало. Идею подхватили другие крупные мебельные магазины, а затем и остальные сферы, но настоящий всплеск произошел только в начале XX века, когда General Motors начала продавать автомобили в рассрочку.

В те времена средней американской семье, чтобы купить автомобиль, надо было копить деньги почти пять лет. В компании предложили расплачиваться частями и продажи резко взлетели. Уже к концу 1920 года практически 90% всех основных видов товаров длительного пользования в США продавались в рассрочку.

Сегодня в Израиле каждая четвертая покупка в крупных торговых сетях оплачивается картой рассрочки, в Бразилии ими пользуется больше половины населения.

В Узбекистане и раньше отдельные магазины позволяли расплачиваться за товар частями, но за последний год запустилось сразу несколько специальных сервисов рассрочки, включая иностранных игроков.

Spot разбирается, кто эти компании, почему сейчас, какие условия, что происходит на рынке и чего ожидать в будущем.

Рынок интересен зарубежным компаниям

В 2014 году, получив лицензию на микрокредитование в Таджикистане, в Alifshop поняли, что рассрочка для физических лиц оказалась той нишей, которая не очень интересна банкам.

«Мы в Узбекистане увидели очень похожую ситуацию, поэтому в 2018 году создали электронную площадку для быстрой рассрочки», — отметили руководители компании Абдулло Курбанов и Зухуршох Рахматуллоев.

Бизнес-модель компании подразумевает создание площадки для всех участников цепочки — от финансирующей стороны до конечного покупателя.

Сейчас Alifshop привлекает средства извне, но не исключает работу с местными источниками финансирования и подключения к сервису новых партнеров. Одно из условий — продажа только «белого» товара.

Наценка на товар включает в себя процент невозврата, валютные риски, компенсацию инвесторам и операционные расходы предприятия. Помимо этого, Alifshop также предлагает свое программное обеспечение другим магазинам.

Что касается сложностей, то в компании отметили, что они немного ограничены действующим законодательством в области идентификации клиента на расстоянии.

Как оформить рассрочку

Общие требования для покупки товара в рассрочку в Узбекистане схожи. Для этого нужны:

  • паспорт;
  • пластиковая карта;
  • справка о доходах с места работы за последние 12 месяцев;

В eSavdo потребуют справку о том, что банковская карта заработная. При оформлении рассрочки в Vendoo пользователю понадобится паспорт и аккаунт в платежной системе Payme.

В Credit Bazaar для оформления покупки пенсионерами потребуется справка о начисленной пенсии за 12 месяцев, а компаниям — ИНПС.

Credit Asia предлагает несколько тарифов, где средний показатель переплаты за товар составляет от 1,2%-2% в месяц в зависимости от тарифного плана.

В среднем же, рассрочка на рынке предоставляется на 6-12 месяцев, в зависимости от продукции.

Чего ждать рынку

В конце 2019 года стало известно, что грузинская компания TBC Bank Group вывела на рынок Узбекистана торговую платформу Vendoo.

По словам product owner Vendoo Uzbekistan Бобира Нурмухамедова, рассрочка в стране становится весьма востребованной из-за низкого уровня доходов, финансовой грамотности, и развития банковской сферы, а именно кредитования.

Рынок будет меняться в сторону развития ритейла и финансовых организаций, которые предоставляют непосредственно услуги рассрочки/кредитования.

«Практика показывает, что совместить ритейл и финансовые услуги сложно — бизнес начинает испытывать „финансовый голод“ по истечению времени, что начинает тормозить его развитие», — отметил Нурмухамедов.

Одной из больших трудностей таких сервисов является недостаток информации. Причина — закрытость банковской системы.

«Потребителей кредитов практически не было, соответственно и кредитной истории. На сегодня перед всеми игроками стоит задача за очень короткий промежуток времени создать и развить эту базу», — подытоживает Нурмухамедов.

В Alifshop отметили, что рынок ждет динамичное развитие — они здесь видят большой спрос, поэтому компания планирует выход в регионы. Правда, могут помешать проблемы с интернетом, но в компании считают, что это решаемо.