Рустам Файзиев
Заместитель генерального директора CLICK по развитию компании.
Любая компания должна иметь план обеспечения работоспособности при неблагоприятных внешних условиях (disaster recovery plan).
Как только власти объявили о первых случаях заражения и переходе на особые условия, мы сразу обратились к нашему disaster recovery plan, который предусматривает переход на удаленный режим работы.
Как мы «переезжали домой»
У нас в штате более ста человек, но до недавних пор только 2% из них работали удалённо. В первый же день мы смогли организовать работу из дома 68% сотрудников компании, а на второй — уже 82%.
Перед нами стояла задача — обеспечить безопасность сотрудников и их семей за счет перехода на «удаленку» без ущерба безопасности платежных данных.
Тут нам очень помог опыт, полученный в процессах подготовки к сертификации PCI DSS. У нас уже несколько лет разделены доступы сотрудников к данным, не хранятся в открытом виде никакие чувствительные данные, никакие лишние данные о клиентах не сохраняются в системах компании.
Ко всему этому нам оставалось только собрать информацию по персоналу — узнать, кому и что нужно для работы из дома.
Выяснилось, что на дополнительное оснащение необходимо около 4,5 млн сумов — это, в основном, закупка USB-модемов и интернет-пакетов, а также расширенные версии некоторых программ. Ну и, конечно, помощь в перевозке и установке компьютеров и другой техники.
Такая небольшая сумма обусловлена тем, что мы в принципе, как IT-компания, уже задолго до всей этой ситуации начали подготовку к переходу на «удаленку».
Структурировав все это, мы в кратчайшие сроки смогли обеспечить всех необходимой техникой, USB-модемами и интернет-пакетами. На все устройства установили корпоративные решения по защищенному подключению к корпоративной сети офиса (IpSec-тунели, VPN-сети).
Наиболее сложно было перевести контактный центр, так как там выше требования к каналу и задержкам, но это тоже прошло на удивление гладко. Сейчас операторы уже отвечают на звонки наших пользователей из своих домов.
Тем, у кого, в виду специфики задач, есть работа в офисе, доступ разрешен только на время выполнения этих работ. Им выдаются маски, антисептик, несколько раз в день проводится санобработка и дезинфекция офиса, особенно ручек дверей, столов, кнопок лифта и так далее.
Рекомендуемые программы для работы удаленно
Видеозвонки, конференции: Zoom, Skype Bussiness.
Системы учёта времени и задач: Redmine, Trello, Time Doctor.
Индивидуальные коммуникации: Telegram.
Защищённое подключение: OpenVPN.
Call-центр: Naumen Call Center.
Первые результаты
Пока мы работаем в таком режиме третий день, но уже можем сделать вывод, что, по части эксплуатации и мониторинга, система работает по прежнему надежно и слаженно. График остался тем же.
Что касается контроля, то это в зоне ответственности каждого руководителя. Мы даем задачи своим сотрудникам и важно выполнение в срок — все должны быть доступны в течение дня. Никаких «Отзвонись» или «Отпишись» нет — все взрослые люди и осознают личную ответственность.
Это особенно важно — количество онлайн-платежей в такие дни значительно вырастает. И мы приветствуем это, ведь они безопаснее наличных денег, сокращаются прямые контакты людей.
Работа в удалённом режиме сразу же показала ряд плюсов:
- Совещания в онлайн-режиме начали проходить намного эффективнее — вопросы решаются согласно повестке, обсуждения проходят быстрее, все стараются слушать внимательнее и не отвлекаясь на сторонние разговоры.
- Сотрудники начали активнее отвечать на сообщения, быстрее рассматривать задачи и отвечать на них. И это понятно, они сейчас более защищены и эмоциональное спокойствие позволяет еще больше сконцентрироваться на рабочих целях.
Что дальше
Конечно же, мы ведем оценку эффективности такого режима работы. Если результаты окажутся положительными, мы сможем работать так и после того, как коронавирус отступит. Для того, чтобы ИТ компании перешли на режим home office — нужен был только толчок, технические средства уже готовы и доступны.
Рекомендации тем, кто решит последовать нашему примеру:
- Четко сформулируйте цели и приоритезируйте их.
- Составьте чек-лист готовности от IT, кадровой службы и других департаментов.
- Организуйте общие онлайн задачники/планеры, для внесения задач/работ и так далее. Обеспечьте решение для общих голосовых или видео-конференций.
- Первое время у сотрудников будет много вопросов — заведите канал помощи в корпоративном чате, организуйте FAQ-сессии по переходу в виде видеоконференций с трансляцией на своих сотрудников.
- И самое главное, приложите максимум усилий, чтобы ваши сотрудники не паниковали, а были уверены в своей безопасности и безопасности их семей. Это важно.
Ну и, напоследок, несколько наших сотрудников, работающих из дома: