Центральный банк опубликовал информационное сообщение касательно текущей ситуации на внутреннем валютном рынке.
Существенное обесценение обменных курсов национальных валют основных торговых партнёров, в частности российского рубля и казахского тенге в прошлые годы, через определенный период оказывало соответствующее влияние на динамику курса сума, напоминает регулятор.
Важной отличительной чертой в предыдущих условиях являлось то, что темпы роста в мировой экономике имели динамику роста или положительное значение, что в совокупности высокой инвестиционной и деловой активности в экономике поддерживало тенденции роста импорта и спроса на валюту.
Сейчас, на фоне пандемии коронавируса, сокращения мирового объёма производства и падения цен на нефть наблюдается ослабление валют основных торговых партнёров.
«Характер возникшей в данное время ситуации в мировой экономике и передача её эффектов на национальную экономику, в том числе на валютный рынок может несколько отличаться от тех глобальных экономических условий, которые были раньше», — говорится в сообщении.
Кроме того, применение сбалансированного подхода к кредитованию в рамках мер по обеспечению финансовой стабильности банков, а также переход к активному использованию рыночных инструментов денежно-кредитной политики с начала года в совокупности стали оказывать прямое и косвенное воздействие на ситуацию на валютном рынке.
В структуре предложения на внутреннем валютном рынке наряду с денежными переводами постепенно возросла доля иностранного капитала в виде привлекаемых частным и государственным секторами долгосрочных займов и инвестиций.
В частности, объем продаж иностранной валюты банкам со стороны населения в течение последних четырех месяцев подряд превышал объемы денежных переводов.
В результате, несмотря на обесценение рубля и тенге, введения ограничения для передвижение людских ресурсов и, вследствие этого появления временной динамики снижения денежных переводов, ситуация на внутреннем валютном рынке остается стабильной и сбалансированной при текущей динамике курса и экономических условий, что может объясняться следующим:
Во-первых, ожидаемая глобальная рецессия наряду с мерами, принимаемыми против пандемии, приводят к снижению экономической активности. При этом ожидается сокращение спроса на импорт и, соответственно, на иностранную валюту.
Во-вторых, на фоне неизбежного замедления темпов экономического роста и мер по пересмотру графика и продлению сроков погашения кредитов отраслей, пострадавших от экономического эффекта коронавируса, ожидается, что спрос на кредитные ресурсы банков значительно снизится по сравнению с изначально прогнозируемым уровнем;
В-третьих, формирование антикризизного фонда, в основном за счет привлечения внешних ресурсов, послужат дополнительным источником валютного предложения;
В-четвертых, рост цен на золото, создает возможность увеличения объема постоянных валютных интервенций, осуществляемых на основе принципа нейтральности золотовалютных резервов, на 30% по сравнению с прошлым годом.
На сегодняшний день поступления валютной выручки и продажа иностранной валюты компаниями остаются на уровне предыдущих месяцев, подчеркивает регулятор.
Накопленный с апреля 2019 года уровень девальвации сума был близок к обесценению валют основных торговых партнеров.
В то же время, относительный рост объёмов покупки иностранной валюты физическими лицами объясняется ростом девальвационных ожиданий.
При этом предполагается, что стабилизация курса российского рубля и казахского тенге в будущем, в свою очередь, окажет положительное влияние на снижение девальвационных ожиданий.
«Наблюдаемые резкие скачки обменных курсов в странах-торговых партнёрах с большой вероятностью стабилизируются в результате принимаемых в данных государствах мер. По мере нормализации ситуации в мире, связанной с коронавирусом, условия на глобальных рынках постепенно будут стабилизироваться и не исключается возможность определенного укрепления вышеуказанных национальных валют», — прогнозирует ЦБ.
Формирование обменного курса сума в будущем связано со спросом на импорт, уровнем валютных поступлений от экспорта и трансграничных денежных переводов.
Результаты анализа показывают, что в динамике обменного курса возможны незначительные корректировки и невысока вероятность резкой девальвации сума.
В Центральном банке сообщили, что тщательно следят за складывающейся ситуацией и соответствующим образом оценивают характер влияния распространения коронавируса на ситуацию на внутреннем валютном рынке с учетом экономических условий.
Регулятор будет принимать необходимые меры для обеспечения макроэкономической стабильности.