Туристическая сфера одна из первых и наиболее остро ощутила на себе влияние распространения в мире коронавирусной инфекции.
Закрытие границ, сначала внешних, а затем и внутренних не только снизило выручку компаний туристической сферы до нуля, но и привела в отдельных случаях к значительным убыткам.
Сезонный характер бизнеса, а также невысокая маржинальность (порядка 5−15%) привели к тому, что над многими компаниями страны нависла угроза банкротства. И это касается не только туристических организаций, но и отелей, транспортных компаний, обслуживающих сферу.
Spot пообщался с представителями индустрии, а также руководством Ассоциации частных туристических организаций Узбекистана (АЧТО), чтобы узнать, как компании переживают кризис, с какими проблемами сталкиваются и какую ожидают поддержку от государства.
«Люди устанут от изоляции и захотят путешествовать»
В начале февраля на туристической выставке в Милане в интервью местному телевидению на вопрос о коронавирусе соучредитель компании TravelSystem Анвар Мирзаев сказал, что не считает его чем-то опасным и что СМИ раздувают ситуацию и сеют панику. Спустя пару недель Италия стала очагом коронавируса в Европе.
«Тогда, конечно, не думали, что ситуация коснется нашего бизнеса. Понимание того, что грядет большой кризис пришло в начале марта. Многие страны, особенно европейские, которые являются нашим основным направлением, начали закрываться на карантин. Тогда люди и начали отменять свои поездки», — говорит руководитель TravelSystem.
Компания уже пережила один кризис, правда, не глобальный, а внутренний. В 2015 году обанкротилась материнская компания TravelSystem, учредителям пришлось из собственного кармана компенсировать полную стоимость нескольких десятков туров.
«Этот кризис в финансовом плане намного легче. Пришлось вернуть около 30 туров. Но сейчас мы теряем только свою комиссию», — говорит Анвар Мирзаев.
В первой половине марта на фоне резкого падения продаж было принято решение отправить сотрудников в оплачиваемый отпуск. В офис выходили по одному менеджеру в день, а с введением карантинных мер вся команда перешла на удаленную работу. Сейчас в основном отвечают на вопросы клиентов, оформляют возвраты.
«Что касается проблем, то кредитов у нас нет, в этом плане нам повезло, аренда офиса за апрель уже оплачена, а также договорились с собственником помещения о пересмотре условий договора (получим отсрочку, либо скидку) при продлении карантина. Единственное, что вызывает у нас сейчас опасение, что пандемия продлится несколько месяцев. Проданные на лето туры клиенты пока не возвращают — надеются на лучшее», — добавил предприниматель.
Пик сезона для компаний, работающих на отправку, приходится на июль-август, а туры на это время обычно продаются в марте-мае.
В прошлом месяце продажи компании упали на 95% по сравнению с мартом прошлого года.
«Надеюсь, что к июлю ситуация все-таки стабилизируется, люди устанут от изоляции и захотят путешествовать. Другой вопрос, будут ли у них на это деньги. Кроме того, чтобы мы восстановили прежние объемы, ситуация должна нормализоваться не только в Узбекистане, но и за рубежом. Что-то мне подсказывает, что это маловероятно. Если карантин затянется до осени, у нас не останется денег платить зарплату, аренду и так далее. Придется закрыться, а потом начинать все с начала», — заключил соучредитель TravelSystem.
«Приостановка рейсов стала неожиданной»
АТМС, генеральный представитель авиакомпании flydubai в Узбекистане, занимается не только пассажирскими авиаперевозками, но и принимает и отправляет туристов.
Когда Узбекистан 15 марта объявил о закрытии границ (было приостановлено авиасообщение со всеми странами) это стало большой неожиданностью для компании.
«У нас были проданы билеты на авиарейсы, а также турпакеты. Еще большим шоком эта новость стала для порядка 200 граждан Узбекистана, отдыхающих в ОАЭ, которые не смогли вернуться на родину из-за отмены рейса. Они до сих пор находятся там. Пришлось в короткие сроки совместно с посольством нашей страны организовать для туристов проживание в отеле и питание», — отметил генеральной директор АТМС Дилмуродхон Бахтиярханов.
Предприниматель терпит и другие убытки: пока не ясно, что будет с арендной офиса, так как владелец помещения еще не дал ответа на запрос о снижении ее стоимости.
Кроме того, сотрудники АТМС продолжают работу в удаленном режиме, из 15 сотрудников в отпуск отправлены 10 человек, часть из них, понимая сложную ситуацию, решили брать отпуск без сохранения зарплаты.
Те, кто продолжает работу, обрабатывают обращения клиентов.
«Сможем ли мы сохранить сезон 2020 года зависит от того, как быстро удастся победить вирус. Немалое значение имеет то, что многие люди во время карантина ушли в оплачиваемый отпуск или вовсе лишились дохода. В этом случае говорить о путешествиях не имеет смысла», — отметил Дилмуродхон Бахтиярханов.
По словам гендиректора АТМС, туристическому сектору будет сложно восстановиться без поддержки государства. Бизнес ожидает временных налоговых льгот, например, освобождения от уплаты НДС, отметил он.
«2020 году уже потерян для массового приема туристов»
«В начале не осознавали весь масштаб трагедии, так как очаги эпидемии не были нашими основными направлениями, и мы не принимали много туристов из Китая», — признает директор по развитию бизнеса и маркетингу Avrud Travel Мансур Рамазонов.
Уже в январе наступающий кризис дал о себе знать, когда группа туристов отменила тур, запланированный на март.
«В направлении выездного туризма начали получать отмены в феврале и день за днем их количество увеличивалось. А после объявления пандемии мы поняли, что первый сезон потерян», — говорит он.
Компания ожидала в марте увеличение турпотока на 35−40%, это около 200 туристов. Но, в реальности удалось обслужить лишь 10% от этого объема.
«Отдел отправки также не успел обслужить ожидаемый поток, и некоторые наши туристы стали заложниками ситуации с отменами рейсов. Но их удалось вернуть на родину на организованных правительствами чартерных рейсах», — говорит Мансур Рамазонов.
Компания продолжает получать заявки на отмену туров. Больших убытков удалось избежать благодаря тому, что авиа- и железнодорожные билеты были возвращены, бронирование номеров в гостиницах отменено без взимания штрафов.
Из-за снижения объемов работы часть сотрудников ушли в оплачиваемый отпуск. Компания также ведет переговоры с арендодателем о предоставлении временной скидки.
«Однозначно 2020 год будет сложным для мировой туристической индустрии. Для Узбекистана он уже потерян для массового приема иностранных туристов. Даже после объявления о завершении пандемии люди будут бояться путешествовать. Более того, европейцы в возрасте 55+, которые в большей части посещают Узбекистан, будут поддерживать внутренний туризм по призыву своих государств», — считает представитель туркомпании.
Он также добавил, что многие государства поддерживают туристическую отрасль, выделяя субсидии, освобождая от налогов, в том числе простое население в части определенных расходов, связанных с путешествиями.
Узбекистану придется конкурировать со странами региона, которые также будут активно продвигать свой продукт на мировом рынке.
«У них есть преимущества, так как к ним летают лоукостеры, отели дешевле чем у нас, и итоговая цена путешествия намного ниже чем в Узбекистане. Если правительство поддержит турсферу и сделает все возможное для снижения себестоимости турпродукта, мы можем побороться за поток туристов с соседними странами», — подчеркнул Мансур Рамазонов.
Он отметил, что представители отрасли ожидают принятия государством мер стимулирования бизнеса путем предоставления налоговых каникул и возмещения некоторых расходов, связанных с обязательными платежами.
Поддержка государства
В начале марта прошла встреча в Кабинете министров с представителями туристической индустрии страны, на которой обсуждались вопросы влияния пандемии на сектор. Члены АЧТО предложили правительству ряд мер, которые по их мнению помогут турбизнесу пережить кризис.
Некоторые из них уже нашли свои отражение в решениях главы государства. К примеру, указом президента предприниматели, занимающиеся туристической и гостиничной деятельностью, освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество до конца текущего года. Для них ставка социального налога снижается с нынешних 12 до 1%. Благодаря всему этому в их распоряжении останется расчетно более 130 млрд сумов.
Кроме того, ожидается принятие постановления правительства по снижению негативного воздействия пандемии на сферу туризма в стране.
Проектом (имеется в распоряжении Spot) предусмотрено выделение субсидий на разработку новых турпродуктов, финансирование стартап-проектов в сфере туризма, поддержка IT-решений, создающих удобства туристам, продвижение турпотениала страны за рубежом и другое.
Документом в частности предлагается:
- выделение компенсации предпринимателям на ремонт или обновление гостиницы с целью повышения категории (звезд) в размере 5 млн сумов за каждый номер в трехзвездочных гостиницах, 10 млн — с категорией 4 звезды и 15 млн — 5 звезд;
- выделение грантов в размере 30% (но не более 100 млн сумов) от проекта по созданию тематических пунктов питания, специализирующихся на зарубежной кухне, а также развитию услуг доставки еды, продуктов и сувениров;
- компенсация до 1 июля части расходов туроператоров и гидов на создание нового объекта посещения в размере 10 млн сумов;
- внедрение акций, направленных на электронное бронирование туров внутри страны, сохранение иностранными туристами запланированного путешествия в Узбекистан после пандемии;
- освобождение до 2021 года транспортных компаний, обслуживающих сферу, от уплаты государственной пошлины лицензионную карточку;
- выделение туркомпаниям, пострадавшим от пандемии, беспроцентной ссуды до 1 года в размере 50 млн сумов, отелям — 5 БРВ за койка-место.
После объявления о стабильности санитарно-эпидемиологического благополучия в стране планируется принятие ряда мер для снижения себестоимости национального турпродукта до конкурентоспособного уровня.
В частности, с 1 октября планируется двукратное снижение ставок налога на имущество и НДС для гостиниц (в том числе строящихся), туроператоров и турагентов.
Также совместно с Uzаirways и Uzbekistan Airports будут проработаны вопросы снижения стоимости международных авиасообщений минимум на 30%, внутренних авиасообщений на 40%, в том числе путем освобождения авиасообщений от НДС и внедрения механизма частичного субсидирования со стороны государства.
Документ находится на стадии согласования, его принятие ожидается в ближайшее время.
«Узбекистан должен выдержать конкуренцию на мировом рынке»
«Понятно, что кризис сильнее ударит по туриндустрии. Но сейчас важен другой вопрос — как мы будем выходить из этого кризиса, когда ситуация стабилизируется. После пандемии конкуренция на мировом рынке будет жесткой. Все страны будут стараться привлечь больше туристов, чтобы оживить индустрию. Уверена, правительства будут прилагать усилия для продвижение своих стран. Туристы, которые отменили поездки в Узбекистан в период карантина, после стабилизации ситуации могут выбрать другие направления с более выгодными предложениями», — считает председатель Ассоциации частных туристических организаций Гулчехра Исраилова.
По ее мнению, все участники рынка должны скооперироваться и при поддержке государства усиленно продвигать Узбекистан как туристическое направление.
Усилия государства по снижению цен на авиа- и железнодорожные билеты, поддержка гостиничного сектора позволят туроператорам формировать более доступные турпакеты.
Кроме того, важной мерой в период после карантина будет стимулирование внутреннего туризма.
«Рады, что предложенные нами меры были учтены при разработке постановления Кабинета Министров. В такой неопределенной ситуации многие компании, какими крупными они не были бы, рисковали обанкротиться. Например, некоторые взяли кредиты на строительство или ремонт гостиницы и сейчас полностью лишились выручки. Компании отправляют сотрудников в отпуск, пытаются договориться о снижении аренды, но этого не достаточно, чтобы оставаться на плаву», — отметила Гулчехра Исраилова.
Она также добавила, что несмотря на все сложности, участники рынка сплотились в период кризиса.
Ассоциация организовала благотворительную акцию «От чистого сердца», в которой приняли участие туркомпании и отельеры. Собранные средства были направлены на поддержку иностранных туристов, которые остались в Узбекистане и не смогли вернуться домой из-за карантина. Им помогают с трансфером, размещением в гостиницах и хостелах, а Ташкентская международная клиника согласилась оказывать им бесплатную медицинскую помощь.
«Многие СМИ написали о гостинице Daniel Hill, которая оказала помощь в размещение граждан на карантин, а также обеспечила бесплатное питание. С большим удовлетворением хочу отметить, что это не единственный случай, когда компания турсферы оказывает помощь. Гостиницы сделали все возможное, чтобы ни один турист, который застрял в Узбекистане из-за пандемии, не остался на улице: одни разработали для них бюджетные пакеты, другие — принимали бесплатно», — подчеркнула председатель ассоциации.