Spot продолжает рубрику «Бизнес в Узбекистане в условиях карантина». В рамках проекта мы общаемся с топ-менеджерами, владельцами и руководителями ведущих компаний.
C 1 апреля мы проводим живые трансляции на нашей странице в Facebook.
В шестой трансляции принял участие Шохрух Каюмов — сооснователь Uzbtextile, Fratelli Casa, и Promowear. Spot приводит некоторые выдержки из беседы.
Ситуация по производству
Карантин предоставил работу только двум сферам — это курьерские службы и производители масок.
Мы поняли, что бизнес остановится, когда 20 марта менеджер Promowear сообщил об отмене заказов на 500 млн сумов. Постепенно заказы прекратились полностью.
Тогда же мы наладили производство масок. Несмотря на то, что за шесть дней заработали около 11 млн сумов, мы четко понимали, что это спасет нас лишь на некоторое время — рынок уже начал перенасыщаться, так что мы быстро ушли с этого рынка.
«Коронавирус нас выбросил на несколько лет вперед»
Благодаря коронавирусу в Узбекистане случился большой скачок в IT.
Люди за короткий срок усвоили навыки пользования онлайн-ресурсами. Я даже слышал про кейс, когда в Ташкенте за одну неделю открыли пиццерию, создали Telegram-бот, курьерскую службу и начали работать.
Многие текстильные компании до карантина не обращали внимания на онлайн-продажи — думали, что надо создать сайт, покупать сервера, нанимать программистов и так далее, тогда как для начала хватит и простого Telegram-бота.
Многие бизнесы держатся на курьерах
Сегодня мы зарабатываем только на онлайн платформе Fratelli Casa — доставляем через Fargo Express.
Вообще же, в карантин от служб доставок зависят многие компании. Личны мы, к примеру, благодаря им еще хоть как-то держимся на плаву — получаем в среднем 4−5 заявок в день.
В штате сейчас 20 человек, в основном менеджеры, которые получают неполную зарплату — проценты от продаж. Швеям выплачиваем минимальную зарплату из личных сбережений, чтобы у них были хоть какие-то деньги.
Онлайн-продажи идут в основном у крупных торговых предприятий — мелкая розница же «в полном нуле», потому что нет «подушек безопасности».
О благотворительности, успехе и планах
Ошибка и успех. Думаю, что мне надо было запустить производство масок, как только был объявлен карантин. Успешным считаю решение о том, что мы вовремя приостановили производство — остатков не так много.
Благотворительность. Да, я занимаюсь благотворительностью, но не люблю говорить об этом. Считаю, что она должна быть анонимной.
Планы. Мы планируем производить вирусную узбекскую продукцию, востребованную во всем мире нашими соотечественниками. Помимо этого, мы отказались от физических помещений и будем работать только онлайн даже после карантина.
Это лишь малая часть беседы. Еще больше информации в самом ролике.
Видео в Tas-IX:
Видео в YouTube: