Spot продолжает рубрику «Бизнес в Узбекистане в условиях карантина». В рамках проекта мы общаемся с топ-менеджерами, владельцами и руководителями ведущих компаний.
C 1 апреля мы проводим живые трансляции на нашей странице в Facebook.
В девятой трансляции приняли участие Шухрат Курбанов — директор платежной системы HUMO, Сергей Гимадиев — заместитель председателя правления «Капиталбанк» по розничному бизнесу и Улугбек Рустамов — генеральный директор CLICK. Spot приводит некоторые выдержки из беседы.
Как изменился рынок финансовых услуг
HUMO. По платежной системе платить стали реже, но средняя сумма чека увеличилась до 50%.
Например, до 16 марта средний чек в супермаркетах составлял примерно 90 тыс., сейчас эта сумма увеличилась до 120 тыс. Еще вырос объем онлайн-платежей. Для многих они вошли в привычку.
На сегодня примерно 7 млн карт подключили SMS-информирование. Наверное, через 5−7 лет до 80% владельцев этих карточек начнут вести онлайн-деятельность.
«Капиталбанк». Кривая роста становится перпендикулярной. Сегодня в компании видят огромный скачок роста переводов с карты на карты, платежей и e-commerce.
Банк до объявления карантина успел запустить доставку пластиковых карточек, на сегодня доставлено более 3 тыс. В банке сейчас 97% платежей производятся онлайн.
CLICK. Платежная система, предположительно оценив ситуацию заранее, успела до 15 марта оптимизировать сервера. До объявления карантина в компании заметили большой спрос — многие компании начали отправлять запрос на подключение.
Переводы с карты на карты увеличились на 70%, а платежи — на 20−25%. Выросли платежи по интернету, коммунальным услугам. Еще в пять раз увеличился спрос на открытие кошелька. В последний месяц открыто около 130 тыс.
Кроме того, очень сильно выросли запросы по погашению кредитов. Сейчас фактически 90% банков, 40% микрокредитных организаций подключены к этой услуге. Появились запросы от автомобильных центров, автосалонов и заправочных станций.
Сейчас CLICK работает над запуском переводов с карт HUMO на Uzcard.
Ситуация с регулятором
По словам специалистов, сегодня в банковской сфере произошли большие перемены.
Они отметили, что благодаря закону «О платежах и платежных системах» расширились горизонты компаний, например у CLICK появилась возможность запустить электронные кошельки и совершать транзакции.
«Раньше банкам для запуска какой-либо системы требовалась инструкция Центрального банка. Сейчас эти бюрократические процедуры намного сократились. Порой в регуляторе сами подталкивают к внедрению новых услуг. К примеру, так появились онлайн-конвертация и онлайн-вклады», — добавил Сергей Гимадиев.
Сооснователь CLICK признался, что если раньше из-за бюрократии компания запускала лишь один проект из 10, то на сегодняшний день их количество сильно увеличилось благодаря происходящим изменениям.
Каких специалистов компании ищут
В HUMO нужны администраторы базы данных, front-end и back-end разработчики. Они могут обращаться по адресу kurbanov@humocard.uz.
«На самом деле, ситуация со специалистами очень неутешительная. Поэтому мы решили сами готовить кадров», — отметил Шухрат Курбанов.
В «Капиталбанк» требуются специалисты по пластиковым картам, IT и Data Science. Резюме можно отправить по этому адресу — sergey.gimadiev@kapitalbank.uz.
CLICK приглашает на работу администраторов базы данных, агентов по подключениям клиентов и операторов в call-центр. Более подробную информацию можно получить по ссылке.
«Кадры решают все, для нас самые важные специалисты — это программисты, для которых в нашей компании всегда открыты вакансии. У нас есть сотрудники, которые получают $4−5 тыс.», — говорит Улугбек Рустамов.
Это лишь малая часть беседы. Еще больше информации в самом ролике.
Видео в Tas-IX:
Видео в YouTube: