Карантин и самоизоляция не только ускорили цифровизацию Узбекистана, но и породили огромный спрос на службы доставки. Рынок, который до этого оценивался относительно скромными цифрами, оказался под лавиной заказов.

Как карантин изменил сферу доставки и что будет со спросом после того, как жизнь вернется в привычное русло, Spot рассказали руководители столичных компаний.

Гавхар Акрамова

Директор Arba.uz.

За время карантина и самоизоляции потребители привыкли к заказу продуктов онлайн. Уверена, что эта тенденция сохранится и после окончания этого периода.

Все увидели, как такой формат покупок высвобождает время — нет очередей, тяжелых сумок.

Потребители обращают и будут обращать свое внимание на скорость доставки, наличие товара на складе. Тут остановлюсь отдельно: сейчас многие сервисы работают с полками магазинов или базаров.

Это, на мой взгляд, их слабая сторона, которую они исправят, как только позволит ситуация. Мы еще на этапе запуска увидели, как это отражается на качестве сервиса, и поэтому перешли на работу с собственным складом.

Важен также клиентский сервис, когда доставка лишний раз не беспокоит звонками и перепроверкой списка заказов, все приходит вовремя и по списку.

За сервисами, отвечающими таким требованиям, закрепится и доля рынка, и лояльные покупатели, которые в свою очередь приведут новых.

Акмаль Пайзиев

Основатель MyTaxi и Express 24.

Карантин сильно повлиял на развитие доставки. Даже те, кто не доставлял, начали предлагать курьерские услуги, запускать Telegram-боты, сайты.

Объем заказов увеличился, но я не смогу оценить, насколько. После окончания карантина, наверное, спрос упадёт, но в краткосрочной перспективе.

В долгосрочном плане потребность будет расти. Эта сфера во всём мире развивается, и если люди уже научились ею пользоваться и вошли во вкус, то они будут клиентами компаний, чей сервис для них удобен.

Первой трудностью во время карантина стала проблема с транспортом внутри города, потому что ввели ограничения.

Одна из больших проблем — неразвитая инфраструктура логистики по Узбекистану, поэтому люди или компании в регионах не смогли заказать из Ташкента.

Для улучшения ситуации должно появиться много игроков, больше частных компаний в сфере last-mile logistics. «Узбекистон почтаси» тоже должна улучшать свои услуги, чтобы между компаниями была конкуренция.

Что касается изменения стоимости топлива, она не повлияла на доставку — в основном курьеры пользуются газом, либо бензином бюджетного класса, который по цене не подешевел.

С какими проблемами столкнулся бизнес

Шарофуддин Нуриддинов

Основатель Bringo.

Самоизоляция выявила потребность в таких службах: увеличилось количество запросов, начиная с еды и продуктов питания, а также других необходимых вещей вплоть до стройматериалов.

В цепочке доставки участвуют потребители, агрегаторы, поставщики и курьеры. У каждого из них есть свои проблемы.

Для клиентов возможность найти такие системы и получить качественную услугу — одна из больших трудностей, которую показал карантин. Проблема поставщиков в том, что многие из них работали на офлайн.

Например, большинство ресторанов и кафе не хотели работать на доставку, они ориентировались на то, что клиенты будут употреблять еду в самом заведении. Сеть супермаркетов Makro внедрила доставку чисто из-за того, что сократился объем потребителей.

Стройматериалы, одежда, фармацевтика — все раньше работали на офлайн, а сейчас они увидели возможности работать в интернете.

Карантин показал также, что доставка стоит очень дёшево. Представьте, чтобы доставщику заработать в день около 100 тыс. сумов, нужно оформить примерно 8−10 заказов. На каждый выезд уходит в среднем около 40 минут.

Кроме того, есть ещё транспортные расходы, амортизация машины и так далее. Для нормального заработка этой суммы не хватит, а работать 12−16 часов в день — это слишком трудно.

Я думаю, если увеличить стоимость сервиса или сократить какие-то расходы по доставке, можно получить качественную систему.

После того как ограничили передвижение транспорта, нам пришлось набрать новых сотрудников. И мы увидели низкое качество выполнения работ, ведь курьеров надо подготавливать, обучать, объяснять.

Далее мы заметили ряд проблем со стороны поставщика. Многие кафе и рестораны на период карантина закрылись, а оставшиеся просто не справляются с выполнением заказов, потому что потребление выросло.

Очень большую проблему создает скорость интернета. Сейчас в Узбекистане надо улучшить культуру пользования онлайн-системами — люди до сих пор предпочитают заказывать с помощью звонков в call-центры.

Кроме того, для доставки нужны другие информационные системы: развитие систем оплаты, возможности платежей разного типа, разделение оплаты. Юридическое оформление участников и улучшение качества и скорости интернета — основные факторы развития электронной коммерции.

Я считаю, последствия карантина не пройдут быстро, и спрос на этот сервис будет увеличиваться. Вообще бизнес по доставке был до карантина в зачаточном состоянии, а пандемия дала импульс развитию.

В Центральной Азии мы являемся самой густонаселенной страной, думаю, к нам будут присматриваться зарубежные системы доставки, да и в целом все участники электронной коммерции. Их влияние станет немаловажным, они приведут инвестиции, технологии и опыт.


От Spot. Поддержите бизнес во время карантина — подпишитесь на страницы Arba, Bringo и Express 24 в Facebook, рекомендуйте их друзьям и близким.