Коронавирус в определенном смысле поставил работу многих на паузу. Рынок труда меняется, и профессии, которые были востребованы до карантина, сегодня могут оказаться ненужными и малооплачиваемыми.

Кто будет востребован во время кризиса

«В период карантина многие компании старались продолжить работу с использованием информационных и интернет-технологий, даже те, кто не применял их раньше, начали осознавать их необходимость и эффективность», — сообщили в HRC.

Это касается как деятельности компаний, так и организации работы сотрудников. В этой связи вырастет спрос на IT-специалистов, способных внедрить современные технологии в работу компаний в различных сферах.

В HRC подчеркнули, что в период выхода из режима изоляции будут востребованы менеджеры, способные «перезапустить» работу компаний, проанализировать влияние кризиса, оценить новые возможности, оптимизировать расходы.

Также с переходом государственных и частных образовательных учреждений на дистанционное обучение, часть этих курсов сохранится в режиме онлайн и после окончания карантина, соответственно преподаватели, показавшие хорошую эффективность, в перспективе могут быть привлечены именно в этом направлении.

Активно будет развиваться онлайн-торговля, включающая в себя услуги доставки. Многие люди из-за отсутствия возможности передвижения осознали удобство электронных торговых площадок и научились грамотно ими пользоваться.

Повышение количества этой целевой аудитории на сегодняшний день требует создания новых площадок и сервисов, а для обеспечения их функционирования необходимо привлекать соответствующих кадров — IT-разработчиков, менеджеров проектов, операторов, курьеров.

С ростом количества онлайн-пользователей ожидается повышение спроса на блогеров и интернет-журналистов, PR и контент менеджеров.

«Достоверно определить какие специалисты не будут востребованы в сравнении с периодом до карантина сказать сложно, так как благодаря своевременным мерам карантин не был продолжительным, и рынок восстановится в своем изначальном состоянии в среднесрочном периоде», — отметили в HRC.

Однако, уроки из кризиса извлекут многие компании в плане оценки эффективности своих сотрудников. Кризис выявил сотрудников, способных к самоорганизации, работающих на результат и приносящих конкретную пользу компании, им будет гарантировано продвижение по карьерной лестнице.

В HRC прогнозируют высокую вероятность отклика хороших кадров на интересные вакансии в ближайшие недели:

«Дефицит квалифицированных кадров высшего и среднего звена существовал и до кризиса. В период вынужденного простоя некоторые из таких специалистов задумались о смене работы», — заключили в компании.

«Профессия — это не просто диплом, а реальные навыки человека»

Соучредитель Profi Training Татьяна Шалунова подчеркнула, что мир уже давно шел по пути цифровизации: в одних странах быстрее, в других — медленнее. Пандемия просто ускорила этот процесс.

Все постепенно будет переходить в digital, отсюда развитие сферы интернет-маркетинга, онлайн-игр, новых продуктов с использованием алгоритмов искусственного интеллекта и виртуальной реальности и т. п.

Шалунова выделила несколько направлений:

  • спрос на top-менеджмент в ближайшие годы не потеряет актуальность: процессы нужно разрабатывать, отлаживать и внедрять;
  • финансисты будут по-прежнему востребованы, только требования к ним возрастут — теперь бизнесу нужно не просто считать цифры, а ими необходимо управлять (прогнозировать, анализировать и предлагать варианты оптимизации);
  • сфера маркетинга претерпит изменения, что повысит спрос на аналитиков и креативных специалистов;
  • в IT-секторе была, есть и, вероятно, останется высокая потребность.

По ее словам, профессия — не просто диплом или сертификат, а реальные навыки человека в определенной сфере деятельности.

Не потеряют актуальности специалисты, обладающие навыками принятия и осмысления решений, аналитическим и критическим мышлением, умением вести переговоры и многими другими, так называемыми, soft-skills.

«Я отношусь к людям, которые считают, что невозможное возможно, просто ты еще это не пробовал. Поэтому можно освоить достаточно много профессий, в особенности, если их освоение не требует непосредственного контакта с людьми», — сказала соучредитель Profi Training.

К примеру, если говорить о бухгалтере, то можно перечислить последовательные три шага развития человека в этой области:

1. Получение качественного образования. Сейчас это легко можно сделать онлайн, только важно помнить, что образование по таксономии Блума развивает компетенции — это значит, что учащийся не просто знает и понимает, условно, план счетов, а действительно может его использовать в конкретных ситуациях.

2. Трудоустройство. Обычно учебные заведения такую услугу предоставляют бонусом к обучению. Нынешние условия привели к тому, что пройти собеседование можно с помощью Zoom или любой другой системы удаленно.

3. Наличие опытного наставника — того, кто перепроверит, даст правильный фидбек, поможет в дальнейшем развитии. Как правило, для начинающих бухгалтеров таким лицом выступает главный бухгалтер или его заместитель. С учетом развития IT-технологий программы бухгалтерского учета прекрасно функционируют в «облаке» с соответствующим доступом ответственных лиц.

Такую схему можно применять и не только в сфере бухгалтерского учета, но также в сфере маркетинга, IT и других.

«Мы понимаем, как непривычно находиться в условиях самоизоляции, поэтому мы запустили бесплатные вебинары, касающиеся актуальных тем в сфере бухгалтерского учета, МСФО, налогообложения и построения карьеры в области финансов, и будем продолжаться дальше», — отметила Татьяна Шалунова.

Основная цель — поддержка специалистов во время пандемии. На текущий момент проведено уже 18 вебинаров, которые посмотрели более 6 тыс. специалистов. Основная часть из них размещена в YouTube.

«Некоторые базовые знания можно получить дистанционно»

«На мой взгляд, кардинальных перемен в плане профессий в Узбекистане не произойдет. Будут, конечно, какие-то временные перемены — просядет сфера общепита, туризма, возрастет спрос на IT-специалистов и программистов. Но в целом, жизнь будет возвращаться в прежнее русло», — сказал основатель Alpha Education Алишер Джуманиязов.

Он сообщил, что будут востребованы высокоэффективные люди, с определенным набором качеств, умеющие адаптироваться под изменяющиеся реалии.

Кризис показал, что наличие навыков в самых разных сферах может помочь не потерять работу. Какие-то базовые знания получить дистанционно можно. Но в профессиональном плане очень важен опыт.

Эффективное обучение, это когда ты что-то делаешь руками, пробуешь и при этом получаешь советы у кого-то более опытного.

Несколько месяцев компания проводила исследования, как сделать дистанционное образование эффективным. Вот пять основных принципов:

  1. Занятия ведут специалисты-практики, разбирая все на примере реальных кейсов. Лекции можно смотреть в любое удобное время.
  2. По итогам каждого занятия слушатель получает конспект урока с выжимкой основных мыслей для закрепления пройденного материала.
  3. В программе курса имеются практические задания для закрепления полученных знаний.
  4. Слушателям также отправляется дополнительный материал в виде чек-листов, инструкций и шаблонов, которые можно применять в работе.
  5. В конце курса организовывается встреча с представителями релевантных курсу индустрий в формате интервью и дискуссий.

От Spot. Поддержите бизнес во время карантина — подпишитесь на страницы Profi Training, Alpha Education и HRC в Facebook, рекомендуйте их друзьям и близким.