Хамидулло Нормурадов,
главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ при Администрации президента.
Что происходит в мире
Мировое автомобилестроение переживает не лучшие времена. После девяти лет роста с 2009 года, объём производства в 2019 году снизился до 92 млн автомобилей:
Мировое производство легковых автомобилей. Источник: Statista GmbH.
Снижение экономического роста в Китае, усугубляемое затянувшейся торговой войной между США и Китаем, ослабевший автомобильный рынок в Индии и проблема Brexit в сочетании с жесткими стандартами выбросов в Европе продолжают оказывать негативное влияние на мировой спрос на автомобили.
Снижение экономической активности и доверия потребителей означает не только снижение объемов рынка, но и уменьшение прибыльности предприятий всей машиностроительной отрасли. По итогам 2020 года, позиции мировых лидеров по производству остались неизменными:
Место | Производитель | Местонахождение головного офиса | Количество автомобилей |
1 | Toyota | Япония | 10,5 |
2 | Volkswagen Group | Германия | 10,4 |
3 | Hyundai / Kia | Ю.Корея | 7,2 |
4 | General Motors | США | 6,9 |
5 | Ford | США | 6,4 |
6 | Nissan | Япония | 5,8 |
7 | Honda | Япония | 5,2 |
8 | FCA (Fiat) | Италия | 4,6 |
9 | Renault | Франция | 4,2 |
10 | Groupe PSA | Франция | 3,6 |
Мировые лидеры по производству легковых автомобилей, 2019 год, млн шт. Источник: worldatlas.com.
Сейчас автопроизводители пересматривают свои прогнозы на 2020 год, но неопределенность в отношении как продолжительности, так и «глубины» пандемии не дают возможности точного расчета. Без исключения можно сказать одно — все ведущие автопроизводители прогнозируют снижение продаж и прибыли в 2020 году.
Согласно данным консалтинговой компании LMC Automotive, мировой рынок автомобилей в марте снизился на 37,9%. За первые три месяца 2020 года было реализовано 17,1 млн единиц автомобилей, что на 23,9% меньше, чем в предыдущем квартале.
По итогам года, пандемия коронавируса может снизить продажи легковых автомобилей в мире минимум на 15% (с 90,3 млн до 76,6 млн). При менее благоприятном течении пандемии, если коронавирус не удастся локализовать до третьего квартала, в 2020 году рынок может обрушиться на 23% (до 69,4 млн).
Международное рейтинговое агентство Moody’s также снизило прогноз спада объемов автопрома на мировом рынке в 2020 году до 14%. Предыдущий прогноз в феврале составлял -2,5% и был пересчитан в связи с усилением негативного влияния COVID-19.
Больше всего снизятся продажи в тех странах, которые пострадали от пандемии больше других. По прогнозу Moody’s, наиболее существенно продажи упадут в Западной Европе (-21%), США (-15%), Китае (-10%), Японии (-8%). Восстановление продаж до уровня 2019 года ожидается только к 2021 году.
В любом случае, темпы падения продаж из-за коронавируса могут в несколько раз быть выше спада продаж, зарегистрированных в период мирового финансового кризиса 2008 года, когда продажи легковых автомобилей в мире снизились всего на 8,7% — с 70 млн до 64 млн единиц.
Снижение объема продаж также влияет на количество занятых в отрасли. В связи с коронавирусом, европейские автопроизводители в январе-апреле сократили объем производства на более чем 2 млн. автомобилей; уволено или сокращено рабочее время 1,14 млн сотрудников:
№ | Страна | Количество пострадавших сотрудников, тыс. чел. | Снижение производства, тыс.шт. |
1 | Германия | 568,5 | 553,8 |
2 | Франция | 90,0 | 272,4 |
3 | Италия | 69,4 | 124,5 |
4 | Великобритания | 65,5 | 167,1 |
5 | Испания | 60,0 | 379,0 |
6 | Венгрия | 30,0 | 47,3 |
7 | Португалия | 20,0 | 33,0 |
Сокращение производства и спроса на рабочую силу в автомобильной отрасли европейских стран. Источник: Евростат.
Что происходит в Узбекистане
Пандемия коронавируса и связанный с ним карантин не сильно повлияли на результаты автомобильной промышленности Узбекистана в I квартале 2020 года.
В январе и феврале загрузка мощностей была высокой, на складах имелось достаточное количество частей для производства. В целом, объем производства в I квартале составил 8,7 трлн сумов,
На местном рынке было реализовано 94% выпущенных легковых автомобилей. Вместе с тем, вдвое снизилась реализация грузового автотранспорта и автобусов на местном рынке.
Как видно из таблицы ниже, от пандемии коронавируса автомобильная промышленность в основном снизила объемы производства грузовых автомобилей и автобусов.
В январе-феврале предприятия отрасли приблизились к проектной мощности, а условия карантина начали сказываться в марте. В основном из-за сложностей в доставке импортных частей, снижения деловой активности в мире и девальвации национальных валют в странах СНГ:
№ | Наименование | I квартал 2020 года | в % к I кварталу 2019 года |
1 | Автомобили легковые, | 75635 | 127,1 |
Специализированные автомобили | 1470 | 128,9 | |
«Дамас» | 12970 | 125,3 | |
"Нексия" | 20721 | 132,1 | |
"Джентра" | 14459 | 138,5 | |
"Каптива" | - | - | |
"Спарк" | 8256 | 173,4 | |
"Малибу" | - | - | |
"Кобальт" | 17759 | 138,4 | |
"Трекер" | - | - | |
2 | Автомобили грузовые | 1014 | 76,6 |
3 | Автобусы | 312 | 78,4 |
Количество произведенных автомобилей в Узбекистане, I квартал 2020 года. Источник: Госкомстат.
В случае продолжения пандемии у основных торговых партнеров Узбекистана, могут быть использованы альтернативные маршруты доставки частей из зарубежных стран и готовой продукции.
В частности, рассматривается вопрос доставки отдельных частей авиатранспортом, оптимизируются логистические маршруты через Грузию (Турция — Грузия — Азербайджан — Туркменистан — Узбекистан) и Россию (Турция — Россия — Казахстан — Узбекистан).
В связи с ограничительными мерами в некоторых странах и усилением режима карантина, транспортировка грузов длится на несколько дней дольше и обходится на 20−50% дороже. Для поддержки автомобильной промышленности, государство может покрыть часть этих расходов.
Статистика внешней торговли в отрасли показывает хороший рост в динамике, но в абсолютных значениях показатели довольно низкие.
Объем импорта частей в несколько раз превышает объем экспорта. Частично это объясняется тем, что в виду усложняющейся ситуации в мире в I квартале 2020 года предприятия отрасли старались нарастить запас частей для автомобилестроения в достаточном объеме. В последующем рекомендуется учитывать соотношение «экспорт/импорт» для оценки уровня локализации.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост экспорта легковых автомобилей составил два раза, грузового автотранспорта 2,67 раза.
Однако соотношение «экспорт/производство», которое косвенно свидетельствует о конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке, остаётся на низком уровне: 3,8% легковые автомобили; 13% грузовой автотранспорт; 10,2% автобусы.
Необходимо продолжить и углублять те меры, которые позволили резко увеличить количество производимых и реализуемых населению автомобилей. «Узавтосаноат» начал трансформацию отрасли и системы продаж в 2018 году.
Тогда компания запустила новые для покупателей услуги, такие как «Едем к вам», «Автосалоны под открытым небом», платформу Uzavtosavdo.
Сроки поставки автомобилей были сокращены в среднем с 6−7 месяцев до 2−3 месяцев. Будем надеяться, что в скором будущем конкуренция со стороны иностранных производителей и широкое внедрение цифровых систем позволит сесть за руль своего автомобиля в день оплаты.
Влияние пандемии на автомобильную отрасль во II квартале будет намного серьёзней. Производство на многих предприятиях переведено с двух смен на одну, часть административного персонала работает удаленно, автосалоны закрыты на карантин.
Для юридических лиц запущен онлайн маркетплейс Uzcardtrade.uz, физические лица могут купить автомобили онлайн, а также в сети супермаркетов korzinka.uz. Для стимулирования спроса на некоторые модели действуют скидки, cashback, беспроцентная рассрочка.
Пандемия коронавируса диктует свои новые условия работы и жизни. Как и многие автопроизводители, наши предприятия тоже вовлечены в борьбу с коронавирусом. Например, ООО СП «Уз Донг Янг Ко» оперативно наладила производство медицинских масок и защитных щитков для лица. За короткий период, было произведено более 1,5 млн медицинских масок, в том числе 250 тыс. отправлено на экспорт.
Для производства лицевых щитков используется местное сырьё, которое также применяется в автомобильной промышленности. В настоящее время мощность составляет 2 тыс. защитных щитков в день, с возможностью нарастить объем производства до 10 тыс. единиц в день. Большая часть этих масок будет экспортироваться в страны СНГ.
Если говорить о прогнозах на 2020 год, руководство всех 75 предприятий входящих в отрасль, принимают необходимые меры по обеспечению показателей, принятых до объявления пандемии.
Если удасться ограничить пандемию в течении одного-двух месяцев, с большой вероятностью до конца года производство легковых автомобилей может достичь запланированных 280−300 тыс. штук.
Для этого государство планирует стимулировать спрос со стороны населения путем облегчения получения автокредита; расматривается возможность выпуска новых моделей автомобилей. Важным остаётся вопрос цифровизации на всех уровнях — от процессов производства, реализации, до оказания гарантийного и пост-гарантийного сервиса.
В целом, для достижения этих трудных, но вполне реальных показателей, каждый руководитель предприятия должен внести свой вклад, действовать в интересах государства и народа, консолидировать всех сотрудников в этом направлении.