Хамидулло Нормурадов,

главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ при Администрации президента.

Что происходит в мире

Мировое автомобилестроение переживает не лучшие времена. После девяти лет роста с 2009 года, объём производства в 2019 году снизился до 92 млн автомобилей:

Мировое производство легковых автомобилей. Источник: Statista GmbH.

Снижение экономического роста в Китае, усугубляемое затянувшейся торговой войной между США и Китаем, ослабевший автомобильный рынок в Индии и проблема Brexit в сочетании с жесткими стандартами выбросов в Европе продолжают оказывать негативное влияние на мировой спрос на автомобили.

Снижение экономической активности и доверия потребителей означает не только снижение объемов рынка, но и уменьшение прибыльности предприятий всей машиностроительной отрасли. По итогам 2020 года, позиции мировых лидеров по производству остались неизменными:

Место

Производитель

Местонахождение головного офиса

Количество автомобилей

1

Toyota

Япония

10,5

2

Volkswagen Group

Германия

10,4

3

Hyundai / Kia

Ю.Корея

7,2

4

General Motors

США

6,9

5

Ford

США

6,4

6

Nissan

Япония

5,8

7

Honda

Япония

5,2

8

FCA (Fiat)

Италия

4,6

9

Renault

Франция

4,2

10

Groupe PSA

Франция

3,6

Мировые лидеры по производству легковых автомобилей, 2019 год, млн шт. Источник: worldatlas.com.

Сейчас автопроизводители пересматривают свои прогнозы на 2020 год, но неопределенность в отношении как продолжительности, так и «глубины» пандемии не дают возможности точного расчета. Без исключения можно сказать одно — все ведущие автопроизводители прогнозируют снижение продаж и прибыли в 2020 году.

Согласно данным консалтинговой компании LMC Automotive, мировой рынок автомобилей в марте снизился на 37,9%. За первые три месяца 2020 года было реализовано 17,1 млн единиц автомобилей, что на 23,9% меньше, чем в предыдущем квартале.

По итогам года, пандемия коронавируса может снизить продажи легковых автомобилей в мире минимум на 15%90,3 млн до 76,6 млн). При менее благоприятном течении пандемии, если коронавирус не удастся локализовать до третьего квартала, в 2020 году рынок может обрушиться на 23% (до 69,4 млн).

Международное рейтинговое агентство Moody’s также снизило прогноз спада объемов автопрома на мировом рынке в 2020 году до 14%. Предыдущий прогноз в феврале составлял -2,5% и был пересчитан в связи с усилением негативного влияния COVID-19.

Больше всего снизятся продажи в тех странах, которые пострадали от пандемии больше других. По прогнозу Moody’s, наиболее существенно продажи упадут в Западной Европе (-21%), США (-15%), Китае (-10%), Японии (-8%). Восстановление продаж до уровня 2019 года ожидается только к 2021 году.

В любом случае, темпы падения продаж из-за коронавируса могут в несколько раз быть выше спада продаж, зарегистрированных в период мирового финансового кризиса 2008 года, когда продажи легковых автомобилей в мире снизились всего на 8,7% — с 70 млн до 64 млн единиц.

Снижение объема продаж также влияет на количество занятых в отрасли. В связи с коронавирусом, европейские автопроизводители в январе-апреле сократили объем производства на более чем 2 млн. автомобилей; уволено или сокращено рабочее время 1,14 млн сотрудников:

Страна

Количество пострадавших сотрудников, тыс. чел.

Снижение производства, тыс.шт.

1

Германия

568,5

553,8

2

Франция

90,0

272,4

3

Италия

69,4

124,5

4

Великобритания

65,5

167,1

5

Испания

60,0

379,0

6

Венгрия

30,0

47,3

7

Португалия

20,0

33,0

Сокращение производства и спроса на рабочую силу в автомобильной отрасли европейских стран. Источник: Евростат.

Что происходит в Узбекистане

Пандемия коронавируса и связанный с ним карантин не сильно повлияли на результаты автомобильной промышленности Узбекистана в I квартале 2020 года.

В январе и феврале загрузка мощностей была высокой, на складах имелось достаточное количество частей для производства. В целом, объем производства в I квартале составил 8,7 трлн сумов, т. е. на 14% больше аналогичного периода прошлого года.

На местном рынке было реализовано 94% выпущенных легковых автомобилей. Вместе с тем, вдвое снизилась реализация грузового автотранспорта и автобусов на местном рынке.

Как видно из таблицы ниже, от пандемии коронавируса автомобильная промышленность в основном снизила объемы производства грузовых автомобилей и автобусов.

В январе-феврале предприятия отрасли приблизились к проектной мощности, а условия карантина начали сказываться в марте. В основном из-за сложностей в доставке импортных частей, снижения деловой активности в мире и девальвации национальных валют в странах СНГ:

Наименование

I квартал 2020 года

в % к I кварталу 2019 года

1

Автомобили легковые, в т. ч.:

75635

127,1


Специализированные автомобили

1470

128,9


«Дамас»

12970

125,3


"Нексия"

20721

132,1


"Джентра"

14459

138,5


"Каптива"

-

-


"Спарк"

8256

173,4


"Малибу"

-

-


"Кобальт"

17759

138,4


"Трекер"

-

-

2

Автомобили грузовые

1014

76,6

3

Автобусы

312

78,4

Количество произведенных автомобилей в Узбекистане, I квартал 2020 года. Источник: Госкомстат.

В случае продолжения пандемии у основных торговых партнеров Узбекистана, могут быть использованы альтернативные маршруты доставки частей из зарубежных стран и готовой продукции.

В частности, рассматривается вопрос доставки отдельных частей авиатранспортом, оптимизируются логистические маршруты через Грузию (Турция — Грузия — Азербайджан — Туркменистан — Узбекистан) и Россию (Турция — Россия — Казахстан — Узбекистан).

В связи с ограничительными мерами в некоторых странах и усилением режима карантина, транспортировка грузов длится на несколько дней дольше и обходится на 20−50% дороже. Для поддержки автомобильной промышленности, государство может покрыть часть этих расходов.

Статистика внешней торговли в отрасли показывает хороший рост в динамике, но в абсолютных значениях показатели довольно низкие.

Объем импорта частей в несколько раз превышает объем экспорта. Частично это объясняется тем, что в виду усложняющейся ситуации в мире в I квартале 2020 года предприятия отрасли старались нарастить запас частей для автомобилестроения в достаточном объеме. В последующем рекомендуется учитывать соотношение «экспорт/импорт» для оценки уровня локализации.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост экспорта легковых автомобилей составил два раза, грузового автотранспорта 2,67 раза.

Однако соотношение «экспорт/производство», которое косвенно свидетельствует о конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке, остаётся на низком уровне: 3,8% легковые автомобили; 13% грузовой автотранспорт; 10,2% автобусы.

Необходимо продолжить и углублять те меры, которые позволили резко увеличить количество производимых и реализуемых населению автомобилей. «Узавтосаноат» начал трансформацию отрасли и системы продаж в 2018 году.

Тогда компания запустила новые для покупателей услуги, такие как «Едем к вам», «Автосалоны под открытым небом», платформу Uzavtosavdo.

Сроки поставки автомобилей были сокращены в среднем с 6−7 месяцев до 2−3 месяцев. Будем надеяться, что в скором будущем конкуренция со стороны иностранных производителей и широкое внедрение цифровых систем позволит сесть за руль своего автомобиля в день оплаты.

Влияние пандемии на автомобильную отрасль во II квартале будет намного серьёзней. Производство на многих предприятиях переведено с двух смен на одну, часть административного персонала работает удаленно, автосалоны закрыты на карантин.

Для юридических лиц запущен онлайн маркетплейс Uzcardtrade.uz, физические лица могут купить автомобили онлайн, а также в сети супермаркетов korzinka.uz. Для стимулирования спроса на некоторые модели действуют скидки, cashback, беспроцентная рассрочка.

Пандемия коронавируса диктует свои новые условия работы и жизни. Как и многие автопроизводители, наши предприятия тоже вовлечены в борьбу с коронавирусом. Например, ООО СП «Уз Донг Янг Ко» оперативно наладила производство медицинских масок и защитных щитков для лица. За короткий период, было произведено более 1,5 млн медицинских масок, в том числе 250 тыс. отправлено на экспорт.

Для производства лицевых щитков используется местное сырьё, которое также применяется в автомобильной промышленности. В настоящее время мощность составляет 2 тыс. защитных щитков в день, с возможностью нарастить объем производства до 10 тыс. единиц в день. Большая часть этих масок будет экспортироваться в страны СНГ.

Если говорить о прогнозах на 2020 год, руководство всех 75 предприятий входящих в отрасль, принимают необходимые меры по обеспечению показателей, принятых до объявления пандемии.

Если удасться ограничить пандемию в течении одного-двух месяцев, с большой вероятностью до конца года производство легковых автомобилей может достичь запланированных 280−300 тыс. штук.

Для этого государство планирует стимулировать спрос со стороны населения путем облегчения получения автокредита; расматривается возможность выпуска новых моделей автомобилей. Важным остаётся вопрос цифровизации на всех уровнях — от процессов производства, реализации, до оказания гарантийного и пост-гарантийного сервиса.

В целом, для достижения этих трудных, но вполне реальных показателей, каждый руководитель предприятия должен внести свой вклад, действовать в интересах государства и народа, консолидировать всех сотрудников в этом направлении.