Замедление процесса достижения пика инфицирования может произойти только тогда, когда экономика не будет работать на полную мощность, считает эксперт Центра экономических исследований и реформ при Администрации президента Бахтишод Хамидов.
В этом случае отстранение рабочих от работы и потребителей от «социального» потребления снижает экономическую активность, что резко отрицательно влияет на экономический рост, состояние инвестиций и потребления.
Международные расчеты показывают, что без государственного вмешательства (сдерживания) при исходном уровне смертности в 2% в перегруженных системах здравоохранения и 50% зараженности, 1% населения мира может умереть (76 млн человек).
При активизации политики карантина и самоизоляции в течение короткого промежутка времени (месяц или два) 50% или более людей могут быть не в состоянии работать, в результате чего показатели ВВП могут снизиться на 6,5−10%.
Большинство стран выбирают политику вмешательства в целях выравнивания эпидемиологической кривой (первая волна — февраль-апрель, возможная вторая — осенью), чтобы избежать проблемы нехватки коек и аппаратов искусственной вентиляции легких для больных в инфекционных больницах.
Поэтому экономическая рецессия в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции признается вынужденной необходимостью.
Правительства могут и должны попытаться сгладить эту кривую экономического спада через свои рычаги экономического вмешательства.
Влияние пандемии на Узбекистан
По предварительным итогам первого квартала по сравнению с тем же периодом прошлого года в экономике Узбекистана наблюдается:
- снижение импорта потребительских товаров и лекарственных средств (по данным Китайской стороны в первом квартале 2020 года экспорт Китая в Узбекистан снизился на 14,3%);
- снижение денежных переводов мигрантов (по прогнозам Всемирного банка на 20%, число граждан, которые не смогли поехать работать за границу, составило 143 тыс. чел.);
- замедление импорта технологий, полуфабрикатов и сырья (в связи с временным прекращением межстрановых грузовых перевозок);
- снижение экспорта товаров и услуг (как результат снижения внешнего спроса и цен на основные сырьевые товары, по данным Китайской стороны в первом квартале 2020 года экспорт Узбекистана в Китай снизился на 31,2%);
- снижение поступлений в бюджет (в результате снижения экономической активности);
- рост социальной ответственности государства и давления на бюджет, рост государственной задолженности (страна намерена привлечь кредиты международных финансовых институтов на сумму 3,1 млрд. долларов);
- рост безработицы (по результатам некоторых социологических опросов 21% людей временно потеряли работу);
- снижение спроса на товары и услуги длительного пользования (как показал опрос Центра экономических исследований и реформ 68% населения считает, что сейчас не время покупать товары длительного пользования, против 13%);
- снижение сбережений и инвестиций;
- рост доли необслуживаемых долгов и снижение ликвидности банков.
Учитывая взаимосвязанность и взаимозависимость между секторами и агентами экономики, без интервенционной экономической политики экономическая рецессия может превратится в финансовый кризис (из-за проблем в ликвидности в банковской системе), кризис задолженности (из-за роста дополнительных долгов) или кризис иностранной валюты (из-за спада во внешней торговле).
Приоритеты восстановительной политики
До сегодняшнего дня в Узбекистане принято 12 указов и постановлений по противодействию негативным последствиям пандемии.
Между тем, учитывая высокий уровень неопределенности в развитии мировой экономики, ожидается принятие дополнительных документов в виде прагматических ответов на развитие событий. И поддерживать в первую очередь надо тех, кто оказывает наибольшее влияние на процесс восстановления.
Кого и как стоит поддержать
1. Поддерживать в большей мере семьи (меры по увеличению доходов населения и созданию дополнительного спроса на товары и услуги местного производства) и в меньшей мере бизнес (меры по компенсации арендной платы и обязательств перед банками), так как неблагоприятный эффект факторов спроса на экономику более трагичен чем, эффект факторов предложения.
Анализ состояния домохозяйств, показывает, что из 80% населения, занятых в частном секторе 33% являются самозанятыми (таксисты, парикмахеры, ремесленники, строители и другие), которые полностью теряют источники доходов во время карантина.
Необходимо до конца года сохранить применяющиеся меры стимулирования внутреннего спроса через широкие мероприятия по поддержке доходов населения (пособия малообеспеченным, мотивация самозанятости, общественные работы, реализация дополнительных инфраструктурных проектов и тому подобное).
2. Ожидается, что наибольший ущерб получит малый бизнес, так как они часто занимают более уязвимые структуры, имеют меньший доступ к страхованию и другим средствам финансирования, лишены выбора расположения бизнеса и имеют ограниченные возможности для смягчения последствий и обеспечения готовности к шокам.
При этом, в Узбекистане на долю малого бизнеса приходится три четверти занятого населения и более половины ВВП. В связи с этим предлагается:
- разработать механизмы финансовой поддержки работников малого бизнеса в регионах с высокой зависимостью от деятельности малых предприятий (в основном в Джизакской, Наманганской, Сурхандарьинской, Самаркандской и Бухарской областях) для обеспечения адекватного спроса на продукцию;
- принять меры, позволяющие возобновить транспортную и не продовольственную торговлю (особенно компьютеров и коммуникаций) в соответствии с правилами дезинфекции;
- рассмотреть вопрос о беспроцентных или гарантированных государством займах предприятиям малого бизнеса (за исключением вновь созданных предприятий);
- всесторонняя поддержка деятельности малых фирм-экспортеров;
- техническая и технологическая поддержка возможных видов удаленной работы (бизнес-консалтинг, банковское дело и финансы, страхование, торговля) и меры по расширению охвата цифровых технологий и интернета.
3. Предприятия, ориентированные на внутренний рынок, покупатели которых теряют основную часть своих доходов в результате карантина, а также предприятия производящие товары длительного пользования (автомобили, электротехнику, мебель) и стратегические предприятия, несущие убытки до возникновения шоков.
Наибольшие потери от сложившейся ситуации понесут ведущие отрасли сферы услуг: туризм, общественное питание, торговля непродовольственными товарами, авиационные перевозки, железнодорожные и автомобильные перевозки пассажиров, производство непродовольственных потребительских товаров (текстиль, обувь, электротехника и другие).
Наиболее высокий мультипликативный эффект на сектора экономики и наименьшую степень зависимости от импорта имеют такие сектора, как:
- услуги образования;
- финансовые услуги;
- услуги здравоохранения;
- информационное обеспечение;
- научные исследования и разработки;
- услуги проживания;
- разработки компьютерных программ;
- ремонт компьютеров и бытовых приборов;
- туристические услуги;
- лесное хозяйство;
- сельское хозяйство;
- поставки газа;
- одежда.
Предлагается активная поддержка этих секторов экономики.
4. Важно и то, как поведут себя те, кто получает поддержку со стороны правительства. С этой точки зрения необходимо контролировать инвестиционную активность предприятий и потребительское поведение населения.
Для этого разрабатываются индексы бизнес-активности и настроения потребителей. В частности, Центром экономических исследований и реформ уже разработаны индексы по изменению потребительских настроений, бизнес климата, а также бизнес активности. На данный момент решается вопрос по разработке таких индексов по регионам страны.
5. Относительное сочетание ролей частного, государственного и некоммерческого секторов позволит изучить, как различные основные секторальные группы могут эффективно работать с минимальным дублированием ролей и без конфликтов.
6. К не экономическим важным задачам государства, имеющих решающее значение для экономического восстановления относятся восстановление общественного порядка и рыночной инфраструктуры, обеспечение доступности капитальных, трудовых, природных ресурсов, бесперебойное предоставление госуслуг, поддержка духовных/этических ценностей общества.