В начале мая «Узпромстройбанк» запустил новое мобильное приложение Joyda, в котором наряду с традиционными банковскими услугами представлен маркетплейс товаров в рассрочку.
В приложении можно открыть вклад, оформить кредит, управлять счетом, осуществлять переводы с карты на карту. В тоже время в Joyda есть магазин, где можно приобрести умные часы, телефон, ноутбук и другую технику.
Заместитель председателя правления банка Улугбек Таваккалов рассказал Spot, зачем банку вообще нужен маркетплейс, что будет с мобильным приложением PSB Mobile и как бизнес-модель банка изменится через несколько лет:
Улугбек Таваккалов:
Граница между банками и другими сферами бизнеса (ритейлом, IT-сервисами, телеком-рынком, недвижимостью и др.) будет стерта. Причем это произойдет в течение ближайших одного-двух лет. Это потребность рынка.
В торговых точках, автосалонах, офисах застройщиков и сотовых операторов будут продаваться банковские продукты и наоборот — в филиалах банков клиенты смогут купить SIM-карту или билет в кинотеатр, причем с хорошей скидкой.
Покупать с банковской карты бургеры или бензин станет выгодней, так как будут доступны кэшбек и беспроцентные кредиты.
Думаю, большинство физических рынков будут оцифрованы и перенесены в онлайн. Так, для покупки кафеля или оконных рам больше не нужно будет ездить на строительный рынок, а вызвать мастеров для их установки и получить кредит на их покупку можно будет в одном приложении не выходя из дома. При этом пользователи смогут доверять мастерам потому, что они будут работать под гарантию банка.
Через несколько лет изменится и взаимодействие предпринимателей с банками. Помимо возможности дистанционного открытия счета, которая уже появляется у некоторых игроков рынка, можно будет не посещая офисы банка получать кредиты, оплачивать импортные контракты, вести бухгалтерский и финансовый учет, получать налоговую консультацию и страховку.
Физические офисы останутся, но в большей степени будут дублировать функции мобильных приложений и будут ориентированы на корпоративных клиентов.
Одним из первых шагов «Узпромстройбанка» на пути к данной бизнес-модели стало создание маркетплейса.
Сейчас в нашей повседневной жизни, наблюдаются несколько объективных закономерностей:
- смартфон и интернет стали доступными большинству населения;
- доходы населения все больше и больше зачисляются на карты (по данным ЦБ, по состоянию на 1 апреля 2020 года в обращении находятся свыше 21 млн карт — прим. Spot);
- все больше ритейлеров торгуют в «белую», инкассируя выручку в терминал.
Конкуренция между ритейлерами заставляет их идти на поиски новых каналов сбыта, особенно с возможностью продажи своих товаров в рассрочку. Сегодня, как минимум 40% покупателей бытовой техники, смартфонов, велосипедов, мебели, автомобилей обращаются к ритейлерам с вопросом: «А можно его взять в кредит?»
Это и побудило нас создать торговую площадку, в которой будут совмещены товары и услуги производителей и торговых точек с одной стороны, банковские платежные сервисы и кредиты — с другой.
У маркетплейса нет географических рамок: производители и продавцы товаров получают через площадку доступ к покупателям по всей республике.
Сейчас в магазине приложения представлена в основном техника — телефоны, ноутбуки, кондиционеры, телевизоры и так далее. В дальнейшем к ним прибавятся автомобили, причем не только отечественные, мебель, стройматериалы, велосипеды, авиабилеты, абонементы в тренажерный зал, турпутевки — все, что необходимо человеку.
Пока доставка осуществляется только в столице, с июля она будет доступна во всех регионах страны.
Выбрав товар покупатель может в этом же приложении оформить кредит на его покупку, заполнив всего два поля. Кредит банк одобряет за две минуты и выдает его любым потребителям (не только клиентам «Узпромстройбанка»).
Также мы запускаем в приложении заказ и продажу банковских карт с включенным кредитным лимитом, что даст больше свободы потребителям, которые смогут потратить займ на любые цели.
Сейчас некоторые функции дублируются в двух наших приложениях. Со временем платформа Joyda станет более производительной, что позволит действующим пользователям PSB Mobile безболезненно перейти на новое приложение.
Как будет создаваться экосистема
Банк не намерен покупать различные сервисы, как онлайн-продажа билетов, для формирования экосистемы. Скорее это будет открытое партнерство с торговыми предприятиями, производителями и другими компаниями.
Каждый будет заниматься своим делом: банки — обслуживать карты, кинотеатры — показывать фильмы. Но продажа финансовых и нефинансовых продуктов будет идти в одной корзине.
Сейчас у банков как никогда раньше есть возможность занять свое «теплое» место на рынке. Для этого нужно создавать умные, а главное выгодные потребителям продукты.
В таком состоянии как сейчас банковский сектор будет не всегда. Понимая это почти все банки работают над цифровизацией и методологической трансформацией.
«Узпромстройбанк», например, кроме развития маркетплейса, работает над многими другими проектами. Один из них — модернизация карточного процессинга на платформе Open Way (международный разработчик и поставщик процессинговых программных решений для банков, процессинговых центров и телекоммуникацоинных компаний со штаб-квартирой в Брюсселе — прим. Spot).
Это даст возможность выпускать кредитные карты без ПИН-конверта (а это очень важно для их доставки), с несколькими мультивалютными счетами, с возможностью оплаты в терминалах, без самой физической карты.
Необходимость интеграции банков с другими видами бизнеса диктуется временем. Банковский сектор Узбекистана — довольно консервативен и тяжело поддается изменениям. Однако, последние несколько лет на рынке происходят существенные изменения. Конкуренцию банкам начинают составлять платежные сервисы, которые предоставляют схожие услуги. Появление на рынке новых технологичных финансовых продуктов заставляет банки трансформироваться и менять текущую бизнес-модель, приглядываясь к смежным областям.
Выходя за рамки своих традиционных функций и предлагая в своих приложениях товары, банк повышает свою конкурентоспособность и укрепляет позиции на рынке. И выигрывают от этого все: покупатели получают более удобный сервис, а партнеры — дополнительную базу потенциальных клиентов.