Акмаль Пайзиев,

основатель MyTaxi, Express 24, Workly, Maxtrack.

Идея запуститься в Самарканде удаленно пришла мне в голову во время вечерней прогулки по махалле.

Из-за карантинных ограничений мы перенесли работу на дом и неплохо справлялись — нанимали курьеров, управляли процессами, запускали новые виды услуг — и всё это делали дистанционно.

Тогда я подумал, а что, если попробовать из дома открыть филиал Express 24 в другом городе?

Мы анализировали покупательские привычки по регионам. Оказалось, что в Самарканде чаще и охотнее пользуются онлайн-услугами. К тому же, это один из самых больших городов Узбекистана, население которого перевалило уже за 500 тыс. человек.

Открылись бы вы в Самарканде, если бы не было пандемии? Мы бы вышли в Самарканд в любом случае. Возможно, что не будь пандемии и карантина, открылись бы чуть позже, но непременно сделали бы это. Наш анализ показал, что самаркандцы часто бывают в Ташкенте, пользуются нашими услугами. Мы поняли, что самаркандцы в большинстве своем нас знают.

Я обсудил идею с региональным менеджером и с нашим сотрудником из Самарканда. Они оба поддержали ее.

Как набирали сотрудников

В первую очередь нам нужно было набрать менеджеров, которые бы стали уже собирать курьеров и договариваться с точками общепита. Так мы приступили к поиску сотрудников.

Искали людей через группу «Работа в Самарканде», я просил знакомых подобрать людей. Из-за пандемии многие остались без работы, так что мы смогли заполучить несколько сильных специалистов. Например менеджер по курьерам у нас выпускник [Ташкентского филиала РЭУ имени] Плеханова.

Проблемы

Мы хотели запустить наш сервис за 15 дней, но подключили за 38. Один из важных моментов — это переговоры с ресторанами.

Начали удаленно находить рестораны, отправлять туда менеджеров и вести переговоры. Вскоре поняли, что у многих точек есть проблема с фотографиями блюд — нам пришлось нанять местного фотографа.

Затем встала проблема с одноразовой посудой и с упаковкой блюд — нашли им и ее. Позже возникла проблема с навигацией, потому что в Ташкенте карта более детально прорисована, а в регионах есть проблема с определением адресов домов, что замедляет процесс доставки блюд.

Если потребители, как правило, нас знали, то многие рестораны — нет. Более того — многие из них никогда не занимались доставкой, так что относились к нам со скепсисом. Мы всё всем объясняли и договаривались.

Изначально мы хотели запуститься с 30−40 вендорами, но пришлось начать работу с 20 заведениями. Тем не менее, они все очень популярны в Самарканде.

После запуска пошёл слух, что мы быстро доставляем, люди начали писать о нас у себя в социальных сетях, после чего рестораны и кафе начали сами выходить на нас.

С каждым нашим партнером у нас есть общая группа, в которой мы так же обсуждаем процесс работы. Так как приходится работать дистанционно, а в Самарканде ужесточение карантина, то все вопросы решаются путём созвонов и через Telegram.

Между Ташкентом и Самаркандом большая разница. Многие рестораны в регионах имеют малый опыт в доставке или же вообще не имеют. В регионах вообще своя специфика. Например, есть микрорайоны, которые отделены от центра города и там нужно устанавливать специальные тарифы по доставке.

Сейчас мы ежедневно работаем над добавлением новых кафе и ресторанов в Самарканде. В дальнейшем планируем открыть раздел «Маркет» в Самарканде, планируем доставлять товары из Ташкента.

Параллельно работаем над запуском сервиса в Бухаре — раз получилось в Самарканде, то и там должно. Тем более, что траты небольшие — около $1000, не считая расходы на маркетинг.

От Spot: если у вас тоже есть интересный кейс и вы готовы о нем рассказать, то ждем ваших писем на info@spot.uz. Это бесплатно.