Как ранее писал Spot, 5 июня S&P Global Ratings опубликовало очередной отчёт по суверенному кредитному рейтингу Узбекистана. Агентство сохранило рейтинг на уровне «BB-», но изменило прогноз со «стабильного» на «негативны».

Заведующий сектором выработки инициатив в социально-экономической сфере Центра экономических исследований и реформ при Администрации президента Улугбек Сайдиев специально для Spot объясняет, что это значит.


Кредитные рейтинги Global Standard & Poor’s присваиваются странам для оценки надежности исполнения ими долговых обязательств. Оценки присваиваются в виде буквенных обозначений: от AAA (наилучшая) до D (наихудшая).

Узбекистан имел рейтинг ВВ-, что соответствует описанию «платёжеспособный» с прогнозом «стабильный». Опубликованный 5 июня обзор агентства по Узбекистану подтверждает кредитный рейтинг ВВ-, но вместе с тем пересматривает прогноз на «негативный».

Сохранение рейтинга агентство связывает с реформами в производственной и банковской сферах, а также мерами по противодействию коррупции и обеспечению независимости судебной системы.

В качестве основной причины ухудшения прогноза по рейтингу агентство приводит ускоренный рост внешнего долга государства в продолжение последних 12 месяцев, в то время как выгоды, связанные с долгом, ожидаются в среднесрочной перспективе.

Вместе с тем, Standard & Poor’s отмечает, что, несмотря на высокие темпы роста государственного внешнего долга, риски, связанные с ним, все еще находятся на низком уровне. Ухудшение прогноза указывает на возможность снижения рейтинга в перспективе.

Заключения, представленные в обзоре агентства, не явились чем-то совершенно неожиданным. С начала года агентством Standard & Poor’s суверенный кредитный рейтинг и прогнозы были снижены по 47 странам мира, что связано, в первую очередь, с глобальной пандемией и последовавшим за ним экономическим кризисом.

По состоянию на 1 июня 2020 года внешний государственный долг Узбекистана составляет $16,9 млрд или 29,2% к ВВП. Из них 67% приходятся на деньги, привлеченные от имени правительства или под государственную гарантию для финансирования инвестиционных проектов и программ государственных предприятий.

В своём обзоре агентство указывает, что рейтинг может быть снижен при ожиданиях, если темп роста внешних заимствований за период до 2023 приведёт к существенному ухудшению фискального баланса или вызовет рост потребности во внешнем финансировании.

Также рейтинг может быть снижен при ухудшении работы ключевых государственных предприятий или существенном росте уровня долларизации экономики вопреки предпринимаемым в этом направлении мерам.

В обзоре говорится, что прогноз может быть повышен до уровня «стабильный» если темп роста внешнего долга в среднесрочной перспективе снизится, рост внешнеэкономической активности и реформирование государственных предприятий приведут к устойчивому росту экономического потенциала.

Второй сценарий развития событий представляется более вероятным.

Принимая во внимание всесторонние меры по восстановлению экономики после карантина, включая, в том числе, меры по обеспечению устойчивого функционирования финансово-бюджетной сферы, не следует, наверное, особо драматизировать изменение прогноза Standard & Poor’s по суверенному кредитному рейтингу страны.

Было бы странно, если бы пандемия и глобальный экономический кризис никак не отразились на рейтинге.

Что в действительности представляется важным, основная часть внешнего государственного долга нашей страны заимствована от международных финансовых организаций на льготных условиях для решения задач средне- и долгосрочного социального и экономического развития.