Вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от индивидуального случая.
Как открыть собственную студию с нуля, что для этого понадобится, какую прибыль может принести этот бизнес — Spot разбирается вместе с Оксаной Данилевской, соосновательницей Factura.
С чего начать
Сначала нужно определиться, для чего создается студия: какой формат, стиль, аудитория, что вы хотите донести. Это очень важно, поскольку подобные творческие пространства не могут долго существовать без своей философии, наверно, как и любое направление в бизнесе.
«Моя студия создавалась под мои личные запросы, поскольку я действующий фотограф. Мне было важно организовать максимально удобную для работы площадку и, самое главное, подходящую под стиль моих работ. Впоследствии было решено открыть студию для общего доступа. Почти всё создавалось методом проб и ошибок, поскольку у меня не было возможности задать вопросы тем, кто уже прошел по этой дороге», — рассказывает Оксана.
Если бюджет позволяет, вы можете обратиться к профессионалам в дизайнерское бюро. Если нет, то делаете все сами с нуля. Необходимо определить смету расходов: стройматериалы, оплату труда рабочим, затраты на фотооборудование, реквизит и так далее.
Фото: facturastudio.uz
Стартовые затраты
В среднем цены на аренду помещения в центре города начинаются от 70−80 тыс. сумов за квадратный метр. Ремонт фотостудии длится около двух месяцев. На старт понадобится приблизительно 28 млн сумов: стройматериалы, оплата труда, реквизит и первичное оборудование.
С момента создания Factura прошло три года, за это время рынок фотооборудования и студий изменился. Если брать нынешнюю ситуацию, то картина будет примерно такой:
Объект | Сумма (в сумах) |
Студийный импульсный свет 3 головки | 15 200 000 |
Насадки на свет (за 1 шт.) | От 1 060 000 |
Видеосвет 2 головки | 3 180 000 |
Один бумажный фон | 1 000 000 |
Тканевый фон | 700 000 |
Реквизит в ассортименте | Цена может варьироваться от нуля до бесконечности |
Аренда помещения | от 70−80 тыс. за квадратный метр в центре города |
Студия предоставляет только локации, фоны, световое оборудование и реквизит, а фотокамеры и прочие технические атрибуты — это личное оборудование фотографов.
«Студия была создана благодаря собственным накопленным средствам. Выбор стройматериалов на нашем рынке все еще очень скудный, а бюджет был сильно ограничен, поэтому приходились самим додумывать многие вещи. Собственно, рынок фотооборудования у нас тоже все еще в бедственном положении», — делится опытом Оксана Данилевская.
Нужно понимать, что студия будет требовать периодического обновления не менее раза в год. Это значит, что она закрывается минимум на две−три недели без возможности получения дохода. Каждое обновление обходится от 5 до 10 млн сумов.
На документальное оформление в 2017 году ушло примерно 1,6 млн сумов: оплата патента, покупка кассового аппарата, изготовление печати и штампа и так далее.
Локация решает
После того, как вы определились с направлением, нужно создать план действий от поиска помещения до оформления. Пространство подбирается исходя из запросов — оно может быть закрытого типа без окон или с большими панорамными окнами или камерного типа.
Если вы хотите, чтобы у вас в студии можно было снимать с дневным светом, то обратите внимание на каком этаже находится помещение и куда выходят окна.
«Месторасположение самой студии, наличие парковки — все это в конечном итоге формирует выбор клиента. Нам повезло, мы остановились на первом просмотренном помещении (в Яккасарайском районе). На тот момент этот вариант был практически идеальным», — отмечает директор студии.
Фото: facebook.com/factura.studios
Администратор — почти половина студии
«Поначалу в фотостудии не было уборщицы и администратора, но в этом случае предпринимателю можно забыть про выходные и личную жизнь», — рассказывает Оксана.
Персонал всегда подбирался вне зависимости от опыта работы. Большим плюсом для работника является знание азов работы фотостудии. Однако из пяти администраторов, работавших в студии Factura, только двое связаны с фотографией в той или иной степени.
В идеале необходимо не менее двух администраторов для сменного графика работы.
Администраторы выбирались исключительно из личных ощущений Оксаны: общение происходит очень тесно, и человек должен понимать, даже чувствовать пространство студии.
«У нас царит демократия. Например, администратор может абсолютно спокойно указать мне на ошибки, мы всегда вместе обсуждаем новые варианты зон, фонов, реквизита и так далее», — отметила соосновательница Factura.
Вопрос оплаты труда решается сугубо индивидуально. Многое зависит от графика работы, ежемесячных и запланированных расходов.
Особенности продвижения
Продвижение фотостудии подчиняется тем же правилам, что и раскрутка любого бизнеса. Используются все доступные инструменты, миксуются и адаптируются.
Конечно, Factura не обходится без таких соцсетей, как Instagram и Facebook. Важный принцип — это открытая информация по ценам, условиям бронирования и режиму работы.
Как оформить документы
В этом вопросе лучше всего стоит проконсультироваться с юристом, если вы не разбираетесь в формах организации бизнеса. Вы можете быть самозанятым, индивидуальным предпринимателем или ООО.
«Я зарегистрирована как индивидуальный предприниматель и работаю на основании патента. Этот формат для меня сейчас максимально удобен из всех возможных, поскольку я по закону могу нанять двух людей и не должна предоставлять ежеквартальную отчетность по виду деятельности», — делится опытом Оксана Данилевская.
Весь перечень документов для открытия ИП можно найти на просторах интернета, а открыть патент через «Единое окно», не выходя из дома. Если коротко, то вам понадобятся:
- патент;
- договор аренды помещения;
- договор на открытие банковского счета;
- договора аренды терминала для приема оплаты картами;
- изготовление печати и штампа;
- постановление на учет ГНИ кассового аппарата;
- договор на тех обслуживание кассового аппарата.
Фото: facturastudio.uz
Денежный вопрос
Лучше всего открывать студию в качестве дополнительного источника дохода. Это достаточно специфичная область, и у нее нет таких оборотов, как в общепите, к примеру. Сегодня окупаемость фотостудии — от года до двух лет, исходя из первоначальных вложений и доступных инструментов продвижения.
«Так как мы были первой студией в подобном стиле, то понадобилось достаточно много времени, чтобы люди привыкли к нам и стали обращаться», — отметила Оксана Данилевская.
Доход фотостудии всегда варьируется в зависимости от сезона. В Узбекистане очень много теплых и солнечных дней в году, люди часто выбирают съемки на пленэре. Поэтому очень важно продумывать стилистику оформления пространства. Ориентировочно, средний заработок небольшой студии от 7 до 15 млн сумов в месяц.
Spot благодарит Оксану Данилевскую и ее компанию за помощь в подготовке материала. Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.