Дмитрий Дерипалко,
директор группы компаний КНАУФ в Узбекистане.
Группа компаний КНАУФ в прошлом году обращалась в Антимонопольный комитет (два положительных решения), в прокуратуру (два положительных решения) и в ГНИ (решение отрицательное) с просьбой принять меры против производителей контрафакта.
Что подделывают чаще всего
Из ассортимента КНАУФ чаще всего подделывают универсальную штукатурку «Ротбанд». Это связано как с популярностью продукта, так и с низкими затратами на нелегальное производство.
Недобросовестные предприниматели минимизируют издержки при помощи некачественного сырья. Если провести лабораторные испытания, то в такой штукатурке можно обнаружить что угодно, вплоть до дорожной пыли.
Лидерами по продажам контрафакта являются Андижанская, Самаркандская и Кашкадарьинская области. В целом объем рынка контрафактных сухих смесей в Узбекистане сопоставим с объемом нашего собственного производства — около 100 тыс. тонн в год.
Стройматериалы — специфический продукт. Если в текстильной индустрии достаточно найти профессиональных мастериц, хорошие лекала и качественные ткани, то для производства той же штукатурки «Ротбанд» требуются высокотехнологичные полимерные добавки.
В противном случае смесь не приобретет необходимые свойства: легкость, эластичность и хорошее сцепление со стеной. Однако эти компоненты дороги и их использование идет вразрез с философией контрафакта: мизерные затраты при высоких продажах.
В глазах покупателей виноват владелец бренда
В год в КНАУФ поступают до 50 жалоб на качество продукции. Люди пишут в социальных сетях и звонят региональным менеджерам. Говорят: «Вот, я купил ваш „Ротбанд“, а он неровно лег, осыпался или пошел трещинами».
Мы начинаем разбираться и выясняем, что человек купил Rodben или «Родбан», потому что тот обходился дешевле. Приходится объяснять обманутому покупателю, что он стал жертвой недобросовестного производителя.
В целом 50 обращений в год — это очень мало, учитывая большой рынок контрафакта. Зачастую покупатели никуда не обращаются, списывая неудачный ремонт на плохое качество продукции «КНАУФ».
Наше международное руководство беспокоит текущая ситуация. Компания работает в Узбекистане уже 20 лет, и до сих пор рискует потерять клиента и репутацию из-за нечестных игроков рынка.
Как бизнес защищается от контрафакта (ответ — слабо)
Честный предприниматель располагает ограниченным набором инструментов. Мы можем лишь посещать строительные базары, собирать информацию о подделках и подавать заявления в Антимонопольный комитет.
Этот орган в соответствии с запросом проводит расследование и выдает предписание на остановку производства. Однако часто на контрафактной продукции отсутствуют контакты фирмы-производителя.
Это значит, что Антимонопольный комитет не сможет прийти к нечестному бизнесмену с проверкой. В итоге некачественная продукция продолжает спокойно реализовываться в магазинах, а владелец товарного знака остается один на один с проблемой.
В этом году впервые за 11 лет КНАУФ поменяет дизайн упаковки «Ротбанд» в Узбекистане. Так мы надеемся хотя бы на время приостановить поток подделок.
Потери несут все три стороны
Потери от контрафакта несут все три стороны: покупатель, государство и владелец бренда. Мы никогда не просчитывали финансовый ущерб, хотя понятно, что КНАУФ тратит значительные средства на разработку, модернизацию и производство продукции.
Борьба с низкокачественными подделками — не вопрос прибыли: производственные мощности компании загружены на много месяцев вперед. Гораздо важнее репутационные потери: люди, не получившие заявленного нами качества, разочаровываются и теряют доверие.
Потери покупателя очевидны: испорченный ремонт приходится переделывать, заново оплачивая труд мастеров и стройматериалы. Также важный момент — это экологичность контрафакта.
Если при нелегальном производстве использовались дешевые, вредные для человека, токсичные примеси, то они начнут воздействовать на жильцов. В группу риска попадают, главным образом, дети и аллергики.
Государство также страдает от черного рынка, ведь подпольные цеха не платят установленные налоги. Если смотреть на проблему глобальнее, то недостаточная защита объектов интеллектуальной собственности приводит к снижению инвестиционной привлекательности того или иного сектора экономики.
Какой смысл внутреннему инвестору или иностранцу развивать свой бренд, если его через некоторое время своруют? Я намеренно называю данное действие «воровством», так как подделка ничем не отличается от кражи.
Чего не хватает Узбекистану для успешной борьбы с контрафактом
На мой взгляд в Узбекистане мягкое законодательство в отношении воровства интеллектуальной собственности.
В Европе и ближнем зарубежье штрафы достигают несколько десятков тысяч долларов США. В Узбекистане же нарушитель в лучшем случае выплатит в качестве штрафа 10−20 базовых расчетных величин (это 2,2 — 4,5 млн сумов) и спокойно продолжит штамповать низкокачественные подделки с высокой маржинальностью.
С такими финансовыми санкциями воровство интеллектуальной собственности будет вечным.