В Ташкенте с 1 января началось внедрение автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП) в общественном транспорте.
Оператором системы является специализированная компания, созданная Единым общереспубликанским процессинговым центром (бренд Uzcard), одним из ГУПов Министерства транспорта и «Алокабанком».
Ожидается, что в автобусах появится бесплатный Wi-Fi, что сделает поездку более удобной и послужит дополнительным источником дохода для оператора. Оплатить проезд можно будет не только транспортной картой, но и банковскими картами с бесконтактной технологией. К сентябрю завершится установка стационарных валидаторов в столичных автобусах.
Об этих и других проектах в рамках внедрения АСОП в интервью корреспонденту Spot рассказал глава Uzcard Ахрор Махмудов.
Ахрор Махмудов,
генеральный директор Единого общереспубликанского процессингового центра (Uzcard):
Автоматизированную оплату проезда в общественном транспорте Ташкента пытаются внедрить уже несколько лет. Может возникнуть вопрос, почему именно Uzcard занимается этим проектом.
Думаю, последние восемь лет никто не мог запустить систему потому, что она низкодоходная и сложная. Стоимость проезда — 1400 сумов, не покрывает расходы даже самой компании «Тошшахартрансхизмат». Ей выделяют средства из госбюджета на обеспечение транспорта горюче-смазочными материалами.
ЕОПЦ выступил с инициативой инвестировать в проект, желание вложить средства также изъявил «Алокабанк» и мы в партнерстве с Минтрансом создали совместное предприятие, которое управляет АСОП.
Сейчас мы как оператор системы получаем 3% от суммы каждой оплаты, но через три года, когда доходы компании покроют расходы на оборудование, этот процент будет постепенно снижаться. А заменять оборудование придется уже спустя два года.
Поэтому мы не рассчитываем заработать на данном проекте. Для компании Uzcard автоматизированная оплата проезда — социальный проект.
Новую систему решили запускать в несколько этапов. Мы могли, конечно, сделать переход шоковым, как это было в других странах: отменить проездные, оплату наличными, уволить всех кондукторов. Но к этому не были готовы ни пассажиры, ни сами работники сферы.
Поэтому для начала раздали портативные валидаторы кондукторам и водителям автобусов, на втором этапе установим уже стационарные. Из-за пандемии коронавируса и введенного в связи с ним карантина затянулась поставка оборудования.
Думаю, в августе покроем стационарными валидаторами все автобусы Ташкента.
Одним касанием
Изучили опыт многих стран и выбрали самый современный метод оплаты: сделали карты многоразовыми и бесконтактными. Для оплаты достаточно прикоснуться картой к валидатору и сумма автоматически спишется со счета.
Заканчивается интеграция с платежной системой HUMO, после которой оплачивать проезд можно будет не только транспортной, но и банковской картой. В ближайшем будущем помимо HUMO станут доступны кобейджинговые и локальные карты Uzcard. Последние мы намерены начать выпускать с поддержкой NFC.
Кроме того, не идентифицированные транспортные карты можно будет использовать не только в автобусах, но и для оплаты покупок в магазине.
В системе Uzcard из 21 млн карт активны лишь 12 млн. Мы видим, что среди населения все еще существуют определенные барьеры в использовании банковских карт. Львиная их доля открывается в рамках зарплатных проектов. Самостоятельно люди редко обращаются в банк для открытия карты.
Чтобы как-то изменить ситуацию, мы дополнили транспортную карту функцией оплаты товаров в торговых точках. Владельцы карт без идентификации личности могут распоряжаться средствами на счету в пределах 1 млн сумов.
Так, пассажир может оплатить проезд в автобусе, а затем этой же картой заплатить за купленный в магазине хлеб.
Надеюсь, люди оценят удобство безналичных, к тому же и бесконтактных платежей, и решатся на открытие своей первой банковской карты. Сделать это стало еще проще: многие банки принимают заявку дистанционно и доставляют карты домой бесплатно.
Что будет дальше
АСОП позволит отказаться от плановой системы для водителей и перейти на бонусную систему за каждого пассажира. Со временем кондукторов заменят инспекторы, которые будут выборочно проверят наличие билетов.
Наше видение — общественный транспорт должен быть удобным для пассажиров и мы прилагаем свои усилия в этом направлении.
В частности, планируем запустить на одном из столичных маршрутов пилотный проект по отслеживанию передвижения автобуса через приложение. Пассажиры смогут видеть, в какой момент автобус подъедет к определенной остановке. Кроме того, в приложении будет отображаться, сколько и какие сидения в салоне свободны.
Когда человек садится на определенное место в автобусе, в режиме онлайн оно загорается красным цветом в приложении. Бывают разные ситуации, когда тяжело ехать в транспорте стоя. В этом случае человек может подобрать более оптимальный маршрут, например, добраться на двух транспортах вместо одного, которые, однако, менее загружены.
Когда автоматизированная система оплаты будет налажена в Ташкенте, планируем запустить свой интернет-провайдер, чтобы оснастить автобусы бесплатным Wi-Fi. Это дополнительное удобство для пассажиров и еще один источник дохода для нас.
Интернетом можно будет пользоваться бесплатно взамен на просмотр рекламы.