Центр экономических исследований и реформ проанализировал ситуацию с телекоммуникационным сектором Узбекистана в период пандемии.

Рост сферы

С начала года число зарегистрированных, действующих и вновь созданных предприятий в отрасли увеличилось. В сфере «информация и связь» в текущем году было создано 488 предприятий, что больше, чем в прошлом году.

Предприятия:

  • оказывают услуги проводной и мобильной связи, подключения к интернету (2539 ед.),
  • предоставляют услуги по компьютерному программированию (2519 ед.),
  • занимаются издательской деятельностью (2519 ед.),
  • занимаются информационным обслуживанием (1238 ед.).

Уменьшилось общее количество созданных предприятий с иностранным капиталом (668 ед.), но в сфере «информация и связь», наоборот, было создано больше на одну единицу, чем в прошлом году, и составило 23 единицы, или 3,4% от общего количества.

Доля услуг в сфере «информация и связь» в общем объеме оказанных услуг практически не меняется — в среднем 5,5−6%. Лидируют (80,2%) телекоммуникационные услуги, в том числе услуги проводной и мобильной связи, а также сети интернет.

Новые возможности в период ограничений

Телекоммуникации — одна из немногих сфер, которая продолжала развиваться, несмотря на кризис. И даже получила новый толчок в связи уходом пользователей в онлайн.

Переход значительного числа работников и учащихся на онлайн режим работы, использование для этого видеоконференций, привело к росту потребления услуг связи и интернета. В итоге используемый интернет-трафик у провайдеров увеличился в среднем на 10−20%.

Потери

Среди них отмечают:

  • сокращение спроса на интернет-услуги в офисах фирм и компаний, перешедших удаленный режим работы, а также услуги Wi-Fi-интернета в кафе, ресторана, гостиницы и другие;
  • значительное сокращение поездок людей за границу и, следовательно, спроса на услуги роуминга.

Телефонные компании лишились порядка 1,2 млн. потенциальных клиентов (въезжающих и выезжающих вместе) по продаже услуг роуминга, а с учетом сезонного фактора, возможно и больше.

При расчете, что телефонные компании в результате карантинных мер потеряли по минимуму порядка 200 тысяч клиентов (выезжающих) на голосовой и интернет-роуминг, которые могли покупать услуги в день примерно на $1, то за 30 дней мобильные операторы потеряли около $6 млн выручки.

Ранее Spot писал, что Мининфоком отчитался о 22 млн пользователях интернета, а количество пользователей проводных систем связи министерство оценило в 3 млн человек.