В Узбекистане резко выросла популярность мобильного VPN, свидетельствуют данные сервиса мобильной аналитики App Annie.
Так, к примеру, VPN Proxy Master с 1 июля поднялось в рейтинге почти на 100 позиций:
Еще больший скачок совершило приложение VPN-Speed wifi Proxy fast, которое поднялось на +1000 позиций (с 1252 в июне до 20 места на 10 июля).
С начала июля в Узбекистане снова начали наблюдаться проблемы с доступом к Facebook.
В «Узкомназорат» отметили, что доступность сайтов не входит в их компетенцию, но предположили, что проблемы связаны с модернизацией оборудования или профилактикой у того или иного провайдера или оператора. В Мининфокоме ситуацию пока никак не прокомментировали.
6 июля «Газета.uz» провела опрос, в котором приняло чуть более 4 тыс. человек. 26% ответили, что Facebook у них работает только через VPN.
Это не первый раз, когда в Узбекистане, на фоне проблем с доступом к сайтам, растет популярность VPN. Аналогичная ситуация была осенью 2018 года.
В «Узбектелекоме» тогда сообщали, что ничего не блокируют, а представители Мининфокома ситуацию и вовсе никак не комментировали. Все это продолжалось до конца года. В январе 2019 года проблемы были устранены.
В августе прошлого года Комил Алламжонов, который на тот момент был главой Агентства информации и массовых коммуникаций, в рамках проекта Alter Ego признался блогеру Кириллу Альтману, что агентство внесло свой вклад. На вопрос о том, кто блокировал Facebook и YouTube, Алламжонов ответил: «Они уже в тюрьме сидят».
Что касается причин блокировки, то глава Агентства информации и массовых коммуникаций, сообщил, что они, эти люди, решили, что так можно бороться с негативом в сети:
«Смысл был в том, что, по их мнению, вдруг много стало негатива. И они решили, что закрывая Facebook и YouTube, можно уменьшить негативную информацию. У меня был очень серьезный спор с ними на эту тему. Я сказал, что с негативом надо бороться контраргументами, контрфактами. Это долгий, но правильный путь. Другого нет. В наше время, сейчас, отключая интернет, ничего не добьешься. Ну хорошо, отключили Facebook, и что в итоге получилось-то? Все начали пользоваться VPN», — сказал Алламжонов.
Он также обратил внимание на то, что VPN разрушает все системы безопасности, открывает доступы ко всем ресурсам. Если все начнут использовать VPN, у государства не останется инструментов контроля, например, за террористическими сайтами, агитирующими за разные антиконституционные действия или сайты по торговле наркотиками, отметил глава агентства.
«Ведь сейчас это всё осуществляется через сайты. А как можно защищать свою страну, если у каждого гражданина уже есть VPN, который проводит через любой барьер? Мы это объясняли, и, слава Богу, нам это удалось», — говорил тогда Комил Алламжонов.