Пётр Тен участвовал в развитии нескольких крупных проектах в сфере общепита в Узбекистане, включая Chopar Pizza, бургерную «БРО» и сеть фаст-фуда Hot-DogiDog, а в 2019 году основал компанию Otto Restaurants и открыл пиццерию Tomato.

Параллельно с этим Пётр Тен занимался маркетингом, консультируя с командой европейский стартап-проект, и с 2019 года начал думать о запуске собственных фудтраков в качестве хобби.

К середине 2020 года Пётр импортировал несколько «закусочных на колесах» и оборудовал их, но столкнулся с множеством бюрократических проблем.

О них, а также о том, как правильно оформить документы, выбрать производителя фудтрака и не прогадать с оборудованием, Пётр Тен рассказал для Spot и всех предпринимателей, которые хотят начать бизнес в этом направлении.


Пётр Тен,

основатель Otto Restaurants.

Стрит-фуд в Узбекистане очень распространен, но до недавнего времени этот рынок у нас развивался только в формате точек с пирожками, гуммой, ханумом, лавашом и прочим.

Идея запуска «еды на колесах» появилась у меня еще осенью 2019 года. Тогда меня вдохновил фильм «Повар на колесах».

Я много читал и смотрел информации по этой теме, использовал свой опыт работы в общепите и могу сказать, что новичкам нужно определиться для себя с несколькими вещами: что готовить, где найти фудтрак и как это все правильно оформить.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Что готовить

Очень важно найти то блюдо, которое будет и востребовано, и оригинально, и удобно именно для формата стрит-фуда. Только продумав концепцию меню, можно понять, каким должен быть фудтрак по размеру и техническим характеристикам. У меня был повод побывать в городах Азии, чтобы посмотреть, что продают на улицах, и найти что-то интересное для себя.

В итоге остановился на вьетнамских пончиках. Из-за их специфического привкуса рецепт пришлось адаптировать под нас. В оригинале это круглые шарики из рисовой муки — я оставил в меню и эту позицию, и добавил другой формат пончиков с мучной оболочкой и начинкой из телятины, курицы, картошки, жаренных во фритюре.

Также в ассортименте есть сладкий вариант с пастой Nutella: мы заключили соглашение с представительством компании Ferrero Rocher и будем продавать продукт под их брендом.

Развивая тему пончиков, добавили еще и чуррос — их испанскую разновидность, которые очень популярны в Европе. Цену сделали доступной — формат стрит-фуда подразумевает недорогую еду. Большая порция из шести пончиков с несколькими соусами стоит 18 тыс. сумов.

Как выбрать фургон

Все зависит от того, что вы будете готовить и как передвигаться. В октябре 2019 года я был в Москве на выставке PIR, где присмотрелся к фудтракам компании EdaNaKolesah и Aformer, но они мне не подошли.

Во-первых, покупать у них было дорого, а окупить проект важно как можно быстрее. Во-вторых, сроки исполнения были достаточно неопределенными из-за большого потока заказов.

Рассматривал и вариант б/у, но там было не все в порядке с документами, сложно было бы привезти их сюда. Потом полетел в Санкт-Петербург, посетил небольшой завод по производству фургонов, но там не понравилось качество и снова возникли вопросы относительно оформления документов.

Во время поездки по Азии в январе этого года я увидел, как работает этот бизнес за рубежом, а вернувшись в Ташкент, стал думать, как правильно запуститься в реалиях уже нашей страны. Написал порядка восьми писем, чтобы получить разъяснения, как все правильно оформить: в налоговую, таможенные органы, хокимияты.

Параллельно искал производителя фургона, выбрал Китай. Я понимал, что с моим бюджетом это как раз то, что мне подходит. За те деньги, которые просила за свою небольшую модель российская Aformer, я смог купить три фудтрака. Да, россияне делают все из качественного материала, продуманно, но в условиях ограниченного бюджета лично мне они не подошли.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Китайский производитель Wuhan Running-Star E-Business Co Ltd за свою цену предоставляет готовую платформу из нержавеющей стали внутри, соответствующую всем нормам СЭС, и комбинированным корпусом из металла и стеклопластика. Учитывая, что основные покупатели этого производителя — это США, Канада и Австралия, то в целом они выдерживают международный стандарт качества.

К тому же, я был первым заказчиком из Узбекистана, и им было очень любопытно, как приживется их продукция у нас. В первое время они связывались со мной каждый день, спрашивали, нет ли проблем с их техникой.

Производителя в Китае нашел на площадке Alibaba — в этой стране много таких компаний, я насчитал их около 30 — и это только серьезные игроки, не говоря уже о мелких производствах.

Для разработки концепта визуального оформления, дизайна и логотипа обратился в креативное агентство Synthesis.

На первоначальном этапе мы определились с цветом и сразу отправили техническое задание на завод, в Китай, где все сделали под нас — покрасили фудтрак в заданный цвет, вывели проводки для внешней рекламы и установили нужное оборудование.

Концепцию надо продумать с самого начала — какой будет цвет, как сделать его узнаваемым, так как это почти всегда история про масштабирование и выстраивание сети. Продумывать брендинг нужно еще тогда, когда только думаешь приобретать фудтрак.

Когда выбирали название, хотели сделать что-то необычное и позволяющее играть со словами, остановились на названии «Точка».

Уменьшительно-ласкательное окончание «-очка» позволит нам персонализировать не только названия практически любых предметов («салфеточка», «вилочка»), но и обращаться к нашим покупателем в нашем узнаваемом стиле («Мадиночка» или «Светочка»).

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Как оборудовать рабочее место

Отталкиваясь от меню, нужно выбрать оборудование, от которого будет зависеть размер или модель самого фудтрака. От выбора блюда также зависит мощность потребления электричества, объем хранения воды и то, какую нужно будет поставить вытяжку.

Должно быть продумано хранение и выбор холодильной камеры, желательно иметь отдельно дополнительный стационарный цех, откуда можно будет привозить полуфабрикаты и упрощать работу точки.

Тем, кто хочет импортировать фудтрак, нужно приготовиться стать конструктором из-за ограниченной площади внутри. Нужно вместе с технологом тщательно продумать, где и как будет стоять оборудование, будет ли удобно работать персоналу.

Покупка и установка оборудования обходится очень дорого, и когда это все приедет уже готовое, замена каких-то элементов будет сильно бить по карману. Например, перенос всего лишь одной полки с места на место обошелся мне почти в 2 млн сумов — и это еще дешево.

Импортируя «закусочную на колесах», важно найти ответственного производителя. Я проводил переговоры с пятью поставщиками, все они были разные, выбрал на мой взгляд самого ответственного, который сразу смог дать всю нужную информацию и обозначить сроки.

Китай — это всегда проблемы с коммуникацией и языковой барьер. Даже мой производитель все равно допустил ошибку, и сейчас у меня стоит лишнее оборудование — его не получилось встроить и теперь я вынужден его продавать.

У меня есть опыт работы в общепите, поэтому я разбираюсь в технических вопросах сам, но тем, кто только начинает, лучше нанять грамотного технолога или ресторатора.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Может звучать смешно, но также важно продумать, куда сотрудники будут ходить в туалет и где будут брать чистую воду. За время работы в общепите через меня прошло больше сотни сотрудников, поэтому я хорошо понимаю, что комфорт сотрудников напрямую влияет на стабильность работы.

Заказать частично оборудованную «закусочную на колесах» в Китае обошлось мне в районе $10 тыс. В эту сумму вошла доставка, растаможка, также на заводе мне сделали под заказ сам вагончик и установили туда четыре камеры, фритюр, машинки по приготовлению пончиков, всю электропроводку, светящиеся элементы снаружи.

Помимо этого, потом пришлось докупать в каждый фургон холодильную камеру, POS-систему, кофемашину, кондиционер, блендер — на все это ушло еще дополнительно около $4 тыс. на каждую точку.

Как все правильно оформить

В 2019 году импортеров фудтраков освободили от уплаты пошлины. Кроме того, если предприниматель будет импортировать из стран, входящих в ОЭСР, то сертификат соответствия оформлять не нужно.

Лучше найти профильного декларанта по автотранспорту, который компетентен в вопросах оформления транспортных средств. Это сэкономит время и деньги, а стоимость такой услуги составляет примерно 3,5 млн сумов. За отгрузку, хранение на таможенном складе, всяческие заявления и уплату НДС на таможне я отдал еще около 9,5 млн сумов за каждый фургон.

Также фудтраки нужно оформить и получить номера. Подача заявления стоит 15 тыс. сумов за каждую единицу, также нужно оплатить взнос в дорожный фонд в размере 3% — это примерно 2 млн сумов.

Кроме этого, я столкнулся с некоторыми трудностями при получении сертификата соответствия, которые косвенно связаны с линией Министерства транспорта. Эта формальность заняла очень много времени, и пришлось простоять на таможенном складе почти месяц.

После завершения всех процедур оформления нужно было добиться разрешения на получение места для торговли в городе от хокимиятов. 16 мая этого года постановлением Кабинета Министров отменили необходимость получения разрешения на выездную торговлю. Это хороший закон, который стал еще одним стимулом к развитию этого бизнеса.

Камнем преткновения стала строчка, гласящая, что «выездная торговля допускается субъектами предпринимательства на основании договора, заключаемого с органами исполнительной власти на местах». Какое именно ведомство заключает подобные договоры, там не указано. К такому я не был готов.

Первым, что пришло мне в голову, была районная махалля. Пришел к ним — они отправили меня в Агентство по управлению городскими активами. Там тоже об этом ничего не знали и отправили меня в хокимият.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Написал три письма: в городской и два районных хокимията. В Яккасарайском хокимияте ответили, что сейчас, мол, карантин, есть положение спецкомиссии под номером 33 и работа общепита запрещена. А письмо было написано уже в середине июня, когда уже можно было торговать на вынос и на доставку с учетом соблюдения всех норм СЭС.

Следом пришел ответ из Юнусабадского хокимията, где ответили уже по другому сценарию. Указали на отсутствие регулирования этой деятельности и ожидании каких-либо изменений в этом направлении. Городской хокимият ответ так и не дал.

Сотрудник другого районного хокимията предложил оформиться в формате продажи морса из желтых бочек у дороги, что в целом имеет к моей деятельности только косвенное отношение.

Также мною было написано письмо в Министерство юстиции с запросом на разъяснение всех процедур оформления, я хотел получить ответ на вопрос, как работать законно и каковы правила установки выездной торговой точки.

Ответ пришел от Агентства государственных услуг, в котором ответили только на один вопрос, указав на отмену указа президента, где ранее был прописан порядок получения разрешения.

Следующей попыткой стало обращение в Государственный комитет по развитию туризма, так как упрощение выездной торговли было инициативой в рамках постановления о развитии туристической отрасли. Оказалось, что я не первый пытаюсь понять, как мне правильно работать, к ним уже обращались с подобными запросами.

Сейчас фудтраки все же стоят, но на приватизированной территории, которая по кадастру прилегает к зданиям, находящимся в частной собственности, мы работаем на основании договора с частными организациями.


Фото: «Точка»

Пытаться встать на ту территорию, которая находится в государственной собственности, проблематично: ведомства кивают друг на друга, как я полагаю, они сомневаются, что заключение договора находится именно в их компетенции, а не других органов.

Стоимость аренды земли, на которой стоит фудтрак, зависит от места и арендодателя — в среднем это от 1 до 2 млн сумов в месяц.

Первопроходцам всегда приходится сложно: за девять месяцев я написал примерно 20 писем в профильные органы власти. Иногда приходилось писать по два-три раза в одну и ту же инстанцию, так как ответы были без ссылок на порядки и законы, утверждающие обратное.

Советую это делать всем начинающим — только так можно понять как двигаться дальше в рамках закона, к тому же, письма всегда будут доказательством ваших правовых действий. Хочется надеяться, что меня услышат, так как готовлю еще пару писем уже в вышестоящие государственные органы.

При этом, несмотря на некоторые трудности, у меня есть большое удовлетворение и душевная радость от проекта, от того, что через весь этот путь мне удалось привнести частичку современных решений и удобства в мой город, так нуждающийся в более активной урбанизации.

Ранее Spot рассказывал об особенностях «бизнеса на колесах» в Узбекистане — где взять фургончик, сколько это стоит, что продавать, как сильно влияет сезонность, какова конкуренция и многое другое.