Президент Шавкат Мирзиёев подписал закон, предусматривающий наделение общества с ограниченной ответственностью (ООО) правом выпускать облигации. В пресс-службе Агентства по развитию рынка капитала объяснили, что это значит.
Существенно смягчились требования к выпускам облигаций, внедрены новые возможности для ООО по привлечению финансирования путем выпуска корпоративных облигаций, в качестве альтернативы банковскому кредиту.
До этого корпоративные облигации могли выпускать только акционерные общества и коммерческие банки, в пределах своего капитала, при наличии трехлетней положительной финансовой деятельности и рейтинга.
При этом требования к эмитенту по выпуску облигаций делали этот инструмент непривлекательным источником финансирования для многих акционерных обществ.
Несмотря на то, что корпоративные облигации являются удобной альтернативой банковскому финансированию, подобные жесткие нормы существенно сокращали перечень организаций, которые могли обратиться к данному инструменту.
Это обстоятельство, в свою очередь, становилось причиной резкого сокращения количества и объемов корпоративных облигаций, находящихся в обращении за последние годы.
На сегодняшний день, рынок корпоративных облигаций в Узбекистане не развит. В период 2010 — 2020 годов количество корпоративных облигаций в обращении снизились с 41 выпуска до 11, а их объемы — с 600 млрд сум до 350 млрд сумов, что составляет всего лишь 0,2% от суммы всех выпущенных акций.
В стране действует более 150 тыс. предприятий в форме общества с ограниченной ответственностью, осуществляющих свою деятельность в различных секторах экономики. Многие из них, зачастую не менее привлекательные для инвестиций, чем существующие акционерные общества, не имели альтернативы банковскому кредиту.
Так, согласно новым изменениями, корпоративные облигации выпускаются теперь как со стороны акционерных обществ, так и со стороны обществ с ограниченной ответственностью с соблюдением следующих обновлённых условий:
- в пределах размера собственного капитала эмитента на дату принятия решения об их выпуске. Если сумма корпоративных облигаций превысит размер собственного капитала эмитента, то эмитент обязан предоставить обеспечение на превышающую сумму;
- эмитентами, имеющими за последний год положительные показатели рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости и ликвидности;
- наличия аудиторского заключения по финансовой отчётности за последний год, предшествующий выпуску облигаций;
- при участии коммерческих банков, выполняющих функции платёжных агентов по выплате эмитентами причитающихся инвесторам средств.
Также предусматриваются новые условия для выпуска инфраструктурных облигаций:
- в пределах размера собственного капитала эмитента на дату принятия решения об их выпуске. Если сумма корпоративных облигаций превысит размер собственного капитала эмитента, то эмитент обязан предоставить обеспечение на превышающую сумму;
- наличия аудиторского заключения по финансовой отчётности за последний год, предшествующий выпуску облигаций;
- средства от размещения инфраструктурных облигаций используются для финансирования проекта, предусмотренного в решении президента или Кабинета Министров.
Компаниям с долей государства 50% и более, а также государственными предприятиями инфраструктурные облигации выпускаются по согласованию с Министерством финансов.
Также на законодательном уровне закреплено, что дополнительные условия выпуска корпоративных и инфраструктурных облигаций устанавливаются уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг (Агентство по развитию рынка капитала).
Наряду с этим, исключена норма части третьей статьи 30 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», согласно которой акционерные общества выпускали обеспеченные имуществом корпоративные облигации только в пределах размера собственного капитала на дату принятия решения об их выпуске.
Принятия данного закона послужит дальнейшему улучшению делового климата страны, широкому и активному привлечению свободных средств населения и инвесторов в экономику республики, тем самым снижению зависимости предприятий реального сектора от банковского кредитования (уменьшится нагрузка на банковский сектор) и государственных гарантий, а также кардинальному сокращению государственного участия в экономике.
Ранее Spot писал, что как только рынок государственных облигаций начнет нормально работать, его планируют открыть для всех.