Американский экономист и маркетолог Филип Котлер, ставший одним из первых, кто выделил маркетинг в отдельную специальность, выступил с краткой лекцией о том, как будут трансформироваться бизнес и маркетинг. Об этом пишут на vc.ru.
В первую очередь аналитик отметил изменения в портрете потребителя. Он отказался от привычного разделения по полу и возрасту и взял за основу категории и ценности людей. Новыми категориями он назвал:
- Тех, кто хочет простой жизни. Они готовы меньше зарабатывать и меньше потреблять, им требуется лишь свобода. За счёт этой категории будет процветать прокат и аренда.
- Активистов против прогресса. Они опасаются истощения природных ресурсов, чтобы «не тревожить Землю». Они не признают маркетинг как разжигателя потребления и возлагают надежды на переработку мусора.
- Активистов против изменения климата. Они борются за сохранение лесов и океанов.
- Вегетарианцев. Они против выращивания и убиения домашнего скота и заинтересованы в выращивании ценных культур зерновых и овощей.
- Консерваторов. Эти люди борются с чрезмерным потреблением и предлагают передавать ненужные вещи тем, кто в них нуждается. Они не признают премиальные бренды.
Исходя из этого, можно смело строить новые рекламные посылы и выстраивать общение с клиентами, делая акцент на пользе для общества и сохранении природы.
Филипп Котлер дал ещё несколько рекомендаций. В частности, по перестройке бизнеса.
В краткосрочной перспективе он предложил сделать резкий переход на цифровизацию, заявить об этом громко и чётко, чтобы клиенты и контрагенты поняли, что компания смогла встроиться в новый ритм работы, и соответствовать выбранному пути.
В долгосрочной перспективе Котлер рекомендовал быть, в первую очередь, честными с собой. Для этого надо всего лишь рассчитать объём спроса в будущем, и оценить, стоит ли продолжать или лучше закрыться.
С одной стороны, рекомендации по долгосрочной перспективе показались скудными. С другой стороны, в нынешней быстро меняющейся ситуации, когда рынок не стабилен, сказать что-то более конкретное не представляется возможным.
Во время перехода на новый технологический виток может произойти всё, что угодно: рынок может быть расшатан спекулянтами, в режиме нехватки финансирования могут возникнуть проблемы с платёжеспособным спросом. Котлер считает, что бизнес должен полностью перестроится на цифровизацию и Agile.
Скорость возвращения к растущему рынку зависит от того, удастся ли людям быстро перестроиться.
Запоминающимся стало заявление профессора о том, что коронавирус не виноват в коллапсе экономики. Он просто обнажил неготовность предприятий идти в ногу со временем. И вскрыл те отрасли, которые работают недостаточно гибко, обросли излишними постоянными расходами или исчерпали себя.
Скорее всего, как предположил маркетолог, спрос сможет быть вновь таким же разнообразным и широким только через 4−6 лет, когда люди перестанут бояться тратить. Но что он будет из себя представлять, покажет лишь время.