Два завода
Два крупнейших сахарных завода Узбекистана «Ангрен шакар» и «Хоразм шакар» приостановили производство, писала в середине июля «Газета.uz». Причиной называлось отсутствие сырья.
Источник издания в «Ангрен шакар» отмечал, что местным производителям сложно конкурировать с импортным сахаром, поскольку с начала апреля были обнулены ставки таможенной пошлины и акциза при ввозе 20 видов товаров, в том числе сахара.
Кроме того, сахар, производимый местными предприятиями, с 1 января продается на внутреннем рынке исключительно через биржевые торги с обеспечением равного доступа к биржевым торгам для всех категорий покупателей, тогда как российский импортный сахар продается напрямую.
Российский сахар
Узбекистан действительно резко увеличил импорт российского сахара, следует из данных Международной организации по сахару.
В первом полугодии 2020 года поставки сахара из России в Узбекистан составили 214 тыс. тонн. Для сравнения, в предыдущем отчетном периоде они были равны нулю.
Вместе с тем, общий объем импорта сахара за первые шесть месяцев 2020 года сократился почти на 7% и составил $116 млн, следует из данных Государственного комитета по статистике.
Почему импорт дешевле
Импорт именно российского сахара увеличился из-за того, что на фоне большого урожая в России на него упала цена, следует из слов Глеба Тихомирова, финансового директора российского офиса французской Sucden (выпускает, в частности, сахар-песок под маркой «Услад»).
Валовый сбор сахарной свеклы в России в 2019 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 29%, до 54,3 млн тонн. Более низкая цена и транспортная доступность российских заводов позволили российским экспортерам сахара нарастить в этом сезоне отгрузки в Казахстан и Узбекистан.
«Узбекистану и Казахстану, у которых есть альтернатива — покупать дешевый сахар-сырец, который, как правило, производится из тростника, и перерабатывать его на своих заводах, в этом сезоне было выгоднее покупать готовый белый сахар в России», — указывает Тихомиров.
История 2017 года
В 2017 году, после девальвации сума, оба сахарных завода уже приостанавливали свою деятельность. Тогда проблему решили тем, что открыли границы для импорта сахара.
Председатель «Узбекозиковкатхолдинг» Тохиржон Жалилов сообщал, что это решение не только удовлетворило потребности населения, но и привело к снижению стоимости сахара на внутреннем рынке.
В начале 2019 года границы прикрыли, так как сузили льготу на импорт сахара, продлив ее для отечественных производителей, после чего импорт сахара резко упал. Однако в 2020 году границы снова открыли — на этот раз причиной стала пандемия.
«Мы не можем делать это вечно»
В начале июня на сайте angrenshakar.uz вышла статья с названием «Соседние сахарные заводы рухнули. Настала ли очередь Узбекистана?».
В ней говорилось, что оба отечественных сахарных завода находятся на грани банкротства, потому что их продукция остается на складах.
«Если огромный разрыв между отечественными производителями и импортом не будет своевременно устранен, здоровая конкуренция за сахарную продукцию, вероятно, будет нарушена», — говорится в статье.
Эта тема поднималась и летом 2019 года. Тогда представитель сахарного завода «Ангрен шакар» Максуд Кличев признался, что отмена льготы по НДС на сахар-сырец поднимет себестоимость продукции.
По его словам, что на заводе работает 750 человек. Он также обращал внимание на то, что есть два пути — производить сахар самим или импортировать его из-за границы.
«Что у нас в приоритете — поддержка местного производителя, который создает рабочие места, или импортера?», — задавался он вопросом.
Заместитель министра финансов Дильшод Султанов в ответ на это говорил, что несмотря на все льготы, предоставленные как импортерам, так и производителям, розничные точки продавали сахар с наценкой в 20%, что не могло не сказаться на конечных ценах.
Что касается вопроса о приоритетах, то он обратил внимание, что будут созданы равные условия как для производителей, так и для импортеров.
«Это очень хорошо, что вы создали 750 рабочих мест и, безусловно, мы должны поддерживать местных производителей, но только какое-то время. Мы не можем делать это вечно», — отмечал Султанов.
По данным Госкомстата, цены на сахар, при всем при этом, практически не изменились с осени 2019 года — максимальная отметка по-прежнему составляет 7000 сумов.