Как ранее писал Spot, в Узбекистане началось смягчение карантина, что позволило нескольким сферам возобновить работу, но кинотеатры в перечень не попали и они по-прежнему закрыты, причем на неопределённый период.
Spot поговорил с Фаррухом Тулягановым, основателем кинотеатров Salom и Parus, о системных проблемах кинобизнеса в Узбекистане, влиянии карантина и планах на будущее.
Фаррух Туляганов,
основатель кинотеатров Salom и Parus.
Узбекистан характеризуется довольно низким уровнем развития кинопроката — в стране с населением в 34 млн человек современных кинотеатров можно посчитать по пальцам, что уж говорить об удобствах.
К примеру, в самом большом кинотеатре страны Cinema Palace (дворец кино им. Алишера Навои) вместо кинотеатрального экрана висит обычная ткань, не говоря уже о креслах, установленных еще 30−40 лет назад.
Мешают развитию отрасли еще и низкий доход населения, недостаточное количество кинозалов и тотальное пиратство (почти все телеканалы демонстрируют пиратские копии).
«Нам нужны фильмы, на которые будет ходить зритель»
Еще одной большой проблемой индустрии является некачественные фильмы. Не стесняясь в выражениях, могу сказать, что нынешняя позиция некоторых кинорежиссёров отбросила отрасль назад в эпоху сталинизма, где снимались от силы 10 фильмов, и все они были квасно-патриотическими и шовинистическими.
В 2019 году со стороны Национального агентства «Узбеккино» было профинансировано производство художественных фильмов «Коканд шамоли», «1 август» и «Авлоний» (бюджет более 6 млрд сумов).
Мы не имеем ничего против этих картин — они хорошо сняты и очень интересные, но зрители не ходят на них в кино.
Самое интересное, что никто из режиссеров и продюсеров фильмов ни разу не поинтересовался судьбой прокатов. Нам казалось, что им было абсолютно безразлично.
Нас, как частников, могут обвинить в космополитизме и нежелании поддерживать отечественные фильмы, но это не соответствует действительности. Мы двумя руками за развитие кинопроизводства, но нам нужны фильмы, на которые будет ходит зритель.
Кинотеатр Parus. Фото: Parus
Как карантин повлиял на киноиндустрию
Ситуация сложная — киноиндустрия, как бизнес с высокими финансовыми рисками, страдает и многие компании точно не выживут.
Наступил карантин. Мы не успели сформировать четкую стратегию поведения и пока дожидались реакции от регулирующих органов, не успели как следует подготовиться.
Что мы предприняли. Первым делом обеспечили сохранность имущества и консервацию высокотехнологичного оборудования, а также продумали план социальной защиты персонала. Кроме того, как и почти все кинотеатры Ташкента, договорились с собственниками торговых центров о пересмотре арендных платежей — нам пошли навстречу.
К весеннему празднику должны были открыться два кинотеатра в торговых центрах Riviera и Atlas с десятью залами. Работа шла полным ходом, но сначала открытие пришлось передвигать из-за эпидемии в Китае, потому что оттуда мы импортируем комплектующие для оснастки кинозалов, а когда у них заработали производственные мощности, то беда нагрянула уже к нам.
Мы думали, что скоро откроемся — персонал для этих кинотеатров уже сформировался, сотрудники прошли стажировку, и мы оплатили определенную компенсацию на первый месяц вперед. Но, к сожалению, кинотеатрам еще не дали «зеленый свет».
В результате, на сегодняшний день 90% персонала уже уволились — кто-то сидит дома, а кто-то нашел себе новую работу. Они периодически звонят мне, ждут открытия и готовы вернуться на работу.
О мерах поддержки
20 июля вышло новое постановление о дополнительной поддержке бизнеса и населения, в том числе и кинотеатров. Было продлено освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога до 31 декабря 2020 года.
Честно говоря, нам это никак не помогло, потому что мы арендуем помещение. Арендодателей, в свою очередь, тоже можно понять. Они зачастую находятся в положении не лучше, ведь у многих это основной доход.
Банки предлагают взять кредит, но есть большая вероятность, что нам будет не с чего его обслуживать. По существующим кредитам выплату отсрочили, но проценты продолжают капать. Оборудование простаивает, прибыли нет, но это никого не волнует.
Мы обращались в приемную Кабинета Министров, чтобы нам выделили землю в аренду для открытия автокинотеатра (шансы заразиться были бы минимальны), но идея не получила отклика.
Кинотеатр Salom. Фото: Afisha.uz
Открыться на любых условиях
Кинобизнес как индустрия сейчас в одном из самых тяжелых положений, потому что многим сферам разрешают работать, но не нам.
Мы даже примерно не знаем, когда сможем приступить к работе, а если откроемся, то что нам крутить? Показ многих кассовых фильмов, на которые активно ходят зрители, передвинулся минимум на полгода-год.
В Москве хотя бы разрешили сажать зрителей через одно-два кресла. Мы несколько раз обращались в соответствующие организации с просьбой открыться по той же схеме, но ответа не было.
Мы не знаем, что делать, чтобы пережить карантин. Очень хотим чтобы с нами, представителями кинотеатров, встретились, поговорили и помогли открыться в скором времени.
Кризис — возможность для роста
Многие говорят, что все фильмы скоро начнут выпускать онлайн, а люди после окончания карантина перестанут ходить в кинотеатры.
Я считаю, что кинодистрибьюция еще надолго останется коммерческим двигателем киноиндустрии. Возможно изменятся какие-то правила, но основной моделью монетизации киноконтента останется прокат.
В кинотеатр ходят не за фильмом, его можно посмотреть и дома на телевизоре или компьютерами, а за эмоциями. Люди приходят, чтобы окунуться в магию кино на большом экране.
До недавнего времени, несмотря на несколько указов и постановлений президента, развитие киноиндустрии не ощущалось. Должен отметить, что прогресса не было, а сама сфера представлялась «аппаратной игрой» и «распилом госсредств».
Кинотеатрам была абсолютно непонятна позиция предыдущего руководства «Узбеккино». Иногда казалось, что они считали себя нашими конкурентами и мы зачастую не могли понять правила игры, которые нам пытались навязать.
Многое изменилось после прихода нового руководства. Впервые за много лет представители кинотеатров начали участвовать в создании концепции развития кинематографии.
Сегодня надо проводить системные изменения. Они должны быть направлены на перемены в прозрачном финансировании со стороны государства, строительство современных кинотеатров, обнуление таможенных пошлин на именное кинооборудование, вопрос квоты и, самое главное, упразднение цензуры в производстве кинофильмов.
После этих преобразований пойдут и инвестиции — рынок-то сейчас абсолютно пустой. На 350 тыс. человек приходится один кинозал, а ведь под готовым брендом «Кино» можно создать десятки тысяч рабочих мест с оборотом в несколько миллиардов сумов.