Основатель сети кофеен B&B Coffee House Жахонгир Умаров написал для Spot колонку, в которой рассказал о том, как создавалась кофейня, с какими сложностями столкнулся бизнес и куда сейчас стоит вложить деньги.
основатель сети кофеен B&B Coffee House.
Как создавалась кофейня
Я довольно долгое время думал об открытии кофейни, но не имел представления, как она будет выглядеть.
В конце концов, я просто решил сделать так, как мне нравится — всегда хотелось найти такое место, где можно было бы встретиться с коллегами, партнерами по бизнесу, друзьями, и, главное, самому пойти туда с удовольствием.
Наша кофейня отличается от заведений такого типа за рубежом. Например, в Америке и Европе они очень маленькие — там можно выпить только кофе и перекусить при наличии небогатого ассортимента. В самом начале мы шли по этому же пути, но со временем все изменилось.
Изначально запланированный запуск пяти кофеен (одна большая и четыре маленьких в одном районе) пришлось отложить из-за финансовых трудностей, поэтому мы решили открывать только большие помещения.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Откуда деньги
Я получил образование в Англии. Во время учебы имел возможность подрабатывать и смог собрать небольшую сумму. Вернувшись в Ташкент, арендовал маленький паб, что тоже помогло накопить деньги.
Скажу честно, что я смог покрыть только половину расходов, оставшиеся деньги мне помогли собрать друзья — на полное открытие кофейни мы инвестировали около $120 тыс.
Какие были проблемы на старте
Проблем было много, но в основном они возникали из-за того, что в Узбекистане скудный рынок — тяжело было даже найти обычную посуду в широком ассортименте. Мне пришлось съездить в Китай, а это, в свою очередь, повлекло за собой дополнительные расходы.
Еще одним серьезным препятствием в работе можно считать нехватку кадров и, к сожалению, несовершенство нашего законодательства.
Кадры
Я думаю, что успех сотрудников зависит не от профессионализма — можно всему научиться, главное, чтобы было желание. И самое важное — человек должен любить свою работу.
В свое время я тоже начинал свой путь с работы за барной стойкой. Наплыв посетителей радовал меня, и я даже не успевал думать об усталости. Я могу точно сказать, что если человек не любит общение с клиентами, то он может и не надеяться на успех.
Мы ищем открытых и жизнерадостных людей, готовых принимать новые знания и не ставящих себе границ в личностном развитии. Поэтому чаще всего мы привлекаем мотивированную молодежь и обучаем ребят в своем духе. В этом деле мы не пользуемся услугами HR-департамента.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Интерьер
B&B Coffee House на улице Шота Руставели создавался без участия дизайнеров. Мы сами пересмотрели все приглянувшиеся нам новинки проектировки помещения, экспериментировали с разными вариантами.
Говоря о нашей второй точке на Новомосковской (улица Осиё), мы примерно представляли окончательный результат, поэтому обратились к дизайнеру со своей идеей. Несомненно, со строителями легче и быстрее работать при наличии подготовленного проекта.
Создание оригинального дизайна требует много времени, поэтому интерьер третьего филиала (находится недалеко от станции метро «Буюк Ипак Йули») мы доверили студии CHAND.
Что с требованиями
С 5 сентября общепиту разрешили возобновить работу, но при соблюдении некоторых условий. На этот раз в помещениях и системах вентиляции должны быть такие обеззараживающие устройства как ультрафиолетовые лампы.
К сожалению, никаких официальных инструкций мы еще не получили. Что лучше сделать и как добиться этого — в этом плане нам никто никак не помогает, напротив, каждый проверяющий пытается выискать наши недостатки.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
О планах, инвестициях и конкуренции
Мы задумываемся о расширении, но и учитываем сегодняшнюю нестабильность в экономике. До карантина мы планировали открытие двух филиалов. Первый мы запустили, но второй пока приостановили. Общепит находится в растерянности, стоит ли внедрять новые проекты в жизнь.
Локация. Мы как бизнес-кофейня ориентируемся на густонаселенные и деловые районы.
Инвестиции. Я бы, наверное, вложил свой капитал в IT проекты. Сейчас это направление очень быстро растёт, развивается и проникает в каждую сферу деятельности человека. Люди все чаще пользуются преимуществами этой индустрии.
Главное, можно начать инвестиции относительно с небольшой суммы. Например, для старта компании необязательно даже наличие офиса, так как команда может работать удалённо.
Книги. Меня обычно интересует бизнес-литература. Недавно я закончил читать книгу Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпораций», которая в некоторой степени изменила мои взгляды на жизнь.
Переезд. Сейчас часто приходят мысли о переезде. Место не имеет значения, я прожил в Англии около шести лет. Многие говорят, что «хорошо там, где нас нет», но на самом деле это не так — хорошо там, где есть свобода.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Проекты. У меня кроме B&B Coffee House было еще два проекта — Roots и Patrick’s Pub. По стечению различных обстоятельств они прекратили свое существование (я понял, что это не мое).
Партнеры. Мы в постоянном поиске партнеров (арендодателей и поставщиков) и всегда открыты новым предложениям. Все, кто заинтересован в сотрудничестве с нашей компанией, могут обращаться по этой ссылке.
Конкуренция. Рынок маленький, поэтому сейчас не время думать о конкуренции. Чем больше кофеен, кофе-поинтов и хорошего сервиса, тем лучше для нас — это способствует дальнейшему расширению рынка.