Ресторан быстрого питания Mayor Tayyor открылся в июне и уже набирает до 150 чеков в день. Буквально через пару месяцев создатели представили ещё один проект- онлайн-магазин продуктов японской кухни.
Основатель проектов Евгений Пак рассказал Spot, почему стоит запускать проекты в карантин и как выжить среди конкурентов.
основатель сети ресторанов Yaponamama, Yaponamarket и Mayor Tayyor.
Мы уже давно занимаемся общепитом и ритейлом, но карантин открыл новые возможности. Мы не только увеличили штат по маркетингу, воспользовавшись ситуацией, собрав самых сильных на рынке, но и запустили несколько новых проектов.
Как создавался гуручбургер
Концепция первого гуручбургера в Ташкенте появилась еще три года назад, но открыть Mayor Tayyor я решил во время карантина. Многие заведения в пандемию закрылись, а в оставшихся было одно и то же — плов, обычные бургеры.
Я двигался по паназиатскому направлению и хотел сделать для города что-то необычное, но в то же время доступное, вкусное и сытное.
Мы с братом шеф-поваром решили проработать концепцию бургеров, и для этого пригласили коллег — специалистов по мясу. Они то и помогли создать маринованную котлету.
Затем мы придумали булочку и подобрали соусы. Первый гуручбургер с говядиной залетел на ура.
Начали думать над названием проекта. Сперва так и хотели назвать, «Гуручбургер», но потом поняли, что это ограничивает нас только бургерами, тогда как я хотел сделать разнообразное меню: и паназиатскую пиццу, и роллы, и поке. Все это новые продукты, мы не запускали их даже в Yaponamama.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Я пригласил компанию SEKTA и попросил придумать звучный и запоминающийся бренд — они предложили пять вариантов. Мой выбор сразу пал на Mayor Tayyor с прикольными скриптами в духе «Здравия желаю!».
Подходящее помещение нашлось быстро. Я каждый день бегаю, и в один день я решил пробежаться по аллее возле ЦУМа. Там я увидел небольшую, но очень проходимую точку на продажу. Я позвонил владельцу, потом взял в банке кредит и арендовал помещение.
Раньше на этом месте тоже была бургерная, поэтому мы особо ничего не меняли: подкрасили, добавили оборудование, оптимизировали кухню под себя. Так мы за две недели запустили Mayor Tayyor.
Стартовые ресурсы
На запуск проекта понадобилось $40−50 тыс. В первом месяце заведение отработало всего дней десять, плюс нужно было оплатить аренду и прочие организационные расходы. На второй и третий месяц мы все это уже оптимизировали.
Я для себя на практике уяснил правило: если проект три месяца не приносит прибыль, то его надо закрывать. Сейчас все расходы на заведение покрываются из кредитных денег.
Судя по отчетам, с предыдущего месяца Mayor Tayyor уже приносит прибыль. Доход небольшой, но главное, чтобы заведение себя окупало.
Теперь все зависит от руководящего звена. Мое дело — запустить проект, раскачать и передать в управление другому человеку. Я не люблю «сидеть на месте», поэтому лучше поделюсь бизнесом и буду знать, что его руководитель уже работает на себя.
Управленцы — это моя команда, мы их взращиваем сами. Был опыт привлечения партнеров со стороны, но для меня легче работать с человеком, который знает тонкости моей работы — так он может взять всю ответственность на себя, а я могу сотрудничать с ним дистанционно, чтобы просто иногда подсказывать, если будет нужно.
Продвижение
В период строгого карантина был единственный выход — использовать соцсети. Мы закладываем в среднем 2−4 млн сумов в месяц на продвижение.
Соцсети это сила, но они уже перегружены неинтересной рекламой, поэтому наша команда старается создавать новый контент, который привлечет людей.
Большой плюс в том, что люди в Узбекистане перестали бояться пробовать что-то новое — не все, но многие. Я сам люблю новинки. Если где-то открывается заведение, я обязательно делаю заказ или иду туда сам.
Оборудование и персонал
Год назад я создал HR-департамент при Yaponamama, который успешно работает и по сей день. Персонал не проблема, особенно в период пандемии.
Я знаю много коллег, которые от безвыходности либо закрыли рестораны, либо были вынуждены уволить большую часть работников. Мы же никого не увольняли, кроме тех, кто целенаправленно хотел уйти (где-то 50% сотрудников мы отправили по домам и выплачивали им отпускные).
Для Mayor Tayyor мы отобрали тех, кто реально нужен этому проекту. Почти все работники были из нашей команды — в начале их было всего пятеро, сейчас уже 15.
С оборудованием все просто. У Yaponamama есть центральный склад «Фабрика кухни», где уже много лет налажены поставки из Китая. Туда поставляются не только продукты, но и оборудование. Мы привозим все необходимое со своего склада, даже стройматериалы.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Mayor Tayyor в деталях
Средний чек составляет 50 тыс. сумов. На старте было 10−30 чеков в день, сейчас их число уже от 70 до 150. Чаще всего заказывают гуручбургер, поке либо буррито. Роллы все-таки предпочитают брать в Yaponamama, но они там более эксклюзивные.
Когда был жесткий карантин, Mayor Tayyor практически полностью работал на доставку. Как только меры смягчили, люди стали заказывать еду на самовывоз. Сейчас заказов на доставку и самовывоз примерно одинаковое количество.
Основная аудитория заведения — молодежь 20−25 лет. Это офисные сотрудники, студенты и школьники. Мы сейчас разрабатываем отдельные сеты для школьников и студентов с доставкой от трех человек и выше. Это будет и вкусно, и доступно.
Трудности карантина
Я с самого начала хотел запустить Mayor Tayyor с едой из местных продуктов, которые всегда можно найти, потому в карантин мы, в Yaponamama, убедились, как тяжело, когда появляется проблема с завозом.
Основной проблемой было передвижение. Плюс на момент открытия общепита многие госучреждения были закрыты.
Еще одна трудность была в том, что у людей кончаются деньги. Покупательская способность населения падает. Но те, кто хочет попробовать что-то новое — пробуют.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Онлайн-магазин Yaponamarket
Я планировал на следующий год открыть офлайн-магазин продуктов японской кухни, однако из-за карантина высвободилось дополнительное время. С магазином вышло так же, как и с Mayor Tayyor — если бы не пандемия, я бы его отложил неизвестно на какой срок.
Я начал заниматься саморазвитием и решил запустить на доставку Yaponamarket. Над названием долго не думали, ведь Yaponamama знают почти все. Я зашел в Pinterest, мы выбрали 50 понравившихся логотипов, из которых в итоге остался один. Я попросил дизайнера отрисовать его — так мы запустили проект.
Онлайн-магазин успешно работает с начала сентября, пока мы загрузили его на сайт Yaponamama. Здесь продается вся линейка японской кухни, которую мы используем.
Сейчас наш шеф разрабатывает полуфабрикаты: заправленные мясо и рыбу, пельмени с лососем или каракатицей. В ближайшее время такие полуфабрикаты поступят в продажу.
Пока мы только раскачиваем доставку, поэтому не стали тратиться на разработку отдельного сайта. Мы создали этот проект с минимальными вложениями, и он пользуется спросом.
В ближайшее время мы проведем ребрендинг и добавим много разных товаров, затем магазин обязательно перейдет в офлайн, потому что покупателю в любом случае легче все пощупать и увидеть — так больше уверенности.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Рынок общепита агрессивно растет
Последние два года я внимательно наблюдаю за рынком и анализирую ситуацию. Скажу так — до пандемии каждый месяц открывалось от трех до пяти заведений, но в карантин те, кто у кого не было большого опыта за спиной, те закрылись.
Это нормально — сильные становятся сильными, слабые погибают. Либо же кто-то становится сильнее.
До пандемии рынок агрессивно рос. Почти каждое заведение, даже некоторые «Миллий таомлар», начали запускать роллы и суши. Сейчас мы насчитали 35 заведений, которые являются нашими прямыми конкурентами.
Соперники Mayor Tayyor — весь фастфуд. Конкуренция бешеная. Если мы занимем один процент рынка — это уже хорошо. Возможно, мы сделаем из проекта небольшую сеть, но не такую крупную, как Yaponamama.
Мы запускаем продукты, которые в первую очередь нравятся нам. У меня нет цели просто заработать. Я считаю, если ты любишь свой продукт, идею, то она обязательно воплотится.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Планы
Через пару месяцев планируем открыть зал в Mayor Tayyor, но нужно смотреть по ситуации. Сейчас во многих странах началась вторая вспышка эпидемии, так что кто знает, что будет у нас.
Не знаю также, что будет после пандемии, но у нас в конце сентября открываются три заведения Yaponamama. Потом в октябре-ноябре два суши-поинта. И на декабрь, если успеем, планируем открыться в Андижане, Фергане и Самарканде. Мы ждем, когда можно будет спокойно передвигаться между регионами.
Сегодня мы только начинаем выходить в другие области. Здесь много нюансов — нужно обучить команду и научиться контролировать дистанционно, к примеру, ведь ментальность вроде одна, а люди везде разные. Мы их изучаем.
Потом планируем выйти за пределы Узбекистана. В первую очередь это будет Казахстан, затем Россия. Следом — Китай и Корея.
Я хочу открывать свои проекты там, куда я буду постоянно ездить. Чтобы мне было, чем заняться, а не просто приехать и смотреть страну. Нужно всегда быть в тонусе, иначе никак.