Летом Центральный банк зарегистрировал три системы электронных денег. Закон, регулирующий эту сферу был принят лишь в ноябре прошлого года, а правила выпуска и обращения электронных денег — в конце апреля.

Электронные деньги — это те же сумы, только их обращение осуществляется в электронной системе. Таких систем на сегодняшний день три, они созданы платежными организациями CLICK, Payme и OSON.

Виртуальные кошельки, в которых хранятся электронные деньги, преимущественно предназначены для тех, кто не имеет банковской карты, но при этом хочет пользоваться электронными платежами.

Возможности таких кошельков ограничены по сравнению с классическими пластиковыми картами. Часть ограничений прописана законом, другая — связана с неразвитостью инфраструктуры.

Так, для неидентифицированных пользователей установлены лимиты на остаток на счету, а также сумму одной оплаты или перевода.

Полностью электронные кошельки заменить карты пока не способны. Воспользоваться ими можно далеко не во всех магазинах, заправках, аптеках или других торгово-сервисных предприятиях, а только в тех, где принимается бесконтактная оплата (например, при помощи QR-кода).

Как открыть кошелек

Процесс открытия кошелька довольно быстрый и простой, а главное — бесплатный. Он практически одинаковый во всех платежных системах.

Для того, в OSON кошелек у пользователя появляется автоматически после скачивания приложения и прохождения регистрации.

Пользователям приложений CLICK и Рayme нужно найти раздел с картами и выбрать там функцию добавления новой карты.

Система, среди прочих, предложит открыть электронный кошелек. Из личных данных потребуется ввести только свое имя и дату рождения. Весь процесс, при условии наличия приложения в мобильном устройстве, занимает несколько минут.

«Жители Узбекистана ждали такой возможности уже несколько лет, поэтому всего за один месяц с момента запуска (электронных кошельков) нам удалось привлечь 140 тыс. новых пользователей приложения», — говорит основатель Oson Фарход Махмудов.

В системе CLICK на сегодняшний день создано около 500 тыс. кошельков, в Payme — более 100 тыс. Пополнить кошелек можно переводом средств с карт Uzcard, HUMO или другого кошелька с комиссией 0%.

В CLICK кошелек также можно пополнить с международных карт (Visa, Mastercard), сообщили Spot в компании. Функция удобна для тех, кто, находится за границей и хочет помочь с оплатами родным в Узбекистане, подчеркнули представители платежной организации.

«Мы планируем запустить еще ряд инструментов, которые позволят легко пополнять кошелек. Например, у нас заключен договор с Paynet и буквально на днях мы запускаем пополнение через все их точки. Это значит, что в любой точке обслуживания Paynet, а также через их терминалы (инфокиоски, инфобудки) и приложение Paynet можно будет положить деньги на наш кошелек», — отметили в компании.

В Payme сообщили, что для создания удобств для пользователей без банковских карт работают над возможностью пополнения кошелька через банкоматы. Также в компании думают над возможностью снятия наличных с кошельков.

Какими бывают электронные кошельки

Согласно правилам выпуска и обращения электронных денег, разработанных Центральным банком, электронные кошельки бывают двух типов — идентифицированные и неидентифицированные. Правда, в разных системах они могут называться по разному. Например, в CLICK — это кошельки Ligth и Premium.

Но условия остаются для всех компаний и их пользователей одинаковыми. Неидентифицированные пользователи могут хранить на одном устройстве не более 5 БРВ (на момент публикации — 1,1 млн сумов), сумма одной операции может быть не выше 1 БРВ (223 тыс. сумов).

Для идентифицированных пользователей нет ограничений по сумме хранения средства на счету, а максимальный размер одной транзакции должен быть не выше 100 БРВ (22,3 млн сумов).

В Payme остаток средств на кошельке идентифицированных пользователей также лимитирован — не более 111,5 млн сумов.

В OSON имеются также «Основной» и «Профессиональный» статусы электронного кошелька. Первый позволяет хранить в кошельке до 54 млн сумов и производить разовый платеж в размере не выше 3 млн сумов, второй — 400 и 20 млн соответственно. Также компания устанавливает лимиты на ежемесячные платежи.

Для того, чтобы пройти идентификацию в CLICK и OSON (статус «Профессиональный») необходимо обратиться в офис компании с оригиналом паспорта.

В Pаyme и OSON (статус «Основной») достаточно отправить электронную заявку через приложения, прикрепив фото паспорта и селфи с ним.

Пройдя идентификацию пользователи могут открыть сразу 5 кошельков Payme CARD для членов семьи и совершать переводы с кошелька на кошелек с комиссией 0%.

Как пользоваться

Владельцам электронных кошельков доступны практически все сервисы и платежи, представленные в том или ином приложении.

Так, пользователям Payme CARD доступны все услуги, имеющиеся в приложении и все способы оплат, включая QR, Payme Go и USSD. Владельцы кошельков могут оплачивать покупки в интернете привязав Payme CARD на сайте интернет-магазинов.

В OSON к оплате электронными деньгами в приложении доступны 80% услуг: все коммунальные платежи, мобильные операторы, интернет-провайдеры.

«В дальнейшем мы планируем довести эту цифру до 100% и усилить систему кэшбэка, где пользователи смогут получать больше бонусов за оплату с помощью электронных денег», — отметил Фарход Махмудов.

В CLICK с кошелька можно оплатить более 2 тыс. сервисов: магазины (в том числе и интернет-магазины, интернет-ресурсы), кафе и рестораны, услуги (школы, спорт и прочее), аптеки, заправки, такси, кредиты, страхование, зоны отдыха, сотовые операторы, интернет-провайдеры, благотворительность и многое другое.

«Мы каждый день расширяем список сервисов, которые можно оплатить с кошелька, и планируем довести его до конца года до 10 тыс. Кроме того, при „оплате на местах“ или, например, в супермаркетах Makro (click pass), владельцы кошельков получают кэшбэк 1%», — отметили в компании.


Несмотря на имеющиеся ограничения — с электронного кошелька нельзя снять наличные деньги в банкомате, оплатить покупки удастся далеко не во всех торговых точках или заведениях, электронные деньги являются хорошей альтернативой обычным картам, выпуск которых занимает несколько дней и требует посещения банка.

С развитием бесконтактных технологий телефоны полностью заменят пластиковые карты. Каким инструментом при этом воспользуется потребитель — электронным кошельком, мобильным приложением банка или платежной организации, к которому прикреплена карта, будет зависеть от тех удобств и бонусов (в виде кэшбэка и др.), которые будут предоставлять игроки рынка.