Всемирный банк опубликовал Индекс человеческого капитала 2020. Он оценивает траекторию развития ребенка (от рождения до достижения совершеннолетия) на основе ряда индикаторов:
- вероятность выживания (от рождения до 5 лет);
- ожидаемая продолжительность обучения в начальной и средней школе;
- процент детей с задержками развития;
- выживаемость взрослого населения.
Индекс позволяет количественно оценить значение здоровья и образования для производительности труда следующего поколения работников.
Страны смогут использовать его, чтобы определить, какую долю дохода они теряют из-за дефицита человеческого капитала, а также насколько быстро они смогут превратить эти потери в достижения, если начнут действовать без промедления.
Оценки основаны на данных, собранных в 174 странах до марта текущего года (то есть до пандемии COVID-19), дают представление о ситуации в области человеческого капитала (знания, навыки и здоровье, которые накапливаются на протяжении всей жизни человека).
Узбекистан впервые участвует в подобном исследовании. Всемирный банк оценил индекс человеческого капитала в стране в 62% — столько же у Республики Маврикий.
Это означает, что производительность труда ребенка, родившегося сегодня в Узбекистане, по достижении совершеннолетия составит 62% его потенциальной производительности, которая обеспечивается при условии получения полного образования и полноценного здоровья. Это ниже, чем в среднем по региону Европы и Центральной Азии, но выше, чем в среднем по странам с уровнем доходов ниже среднего.
Ближайшими соседями стали Малайзия, Монголия, Оман, Перу, Тайланд (61%), Албания, Коста-Рика, Черногория, Казахстан и Бруней (63%).
На первых местах рейтинга находятся Сингапур (88%), Гонконг (81%) и Япония (80%). В первую десятку также входят Южная Корея, Канада, Финляндия, Швеция и Макао (по 80%), Ирландия и Нидерланды (79%). На последних местах рейтинга — Центральноафриканская республика (29%), Чад (30%) и Южный Судан (31%).
В исследовании отмечается, что страны вроде Узбекистана имеют результаты выше, чем можно было бы прогнозировать на основе их ВВП на душу населения. Основной вклад в различие между странами с низким и высоким уровнем дохода вносят вариации в количестве и качестве школьного образования.
Всемирный банк также приводит и другие показатели по Узбекистану:
- Выживаемость в возрасте до 5 лет. 98 из 100 детей доживают до 5 лет.
- Ожидаемая продолжительность обучения в школе. Для ребенка, получающего дошкольное образование с 4 лет, по прогнозу, к 18 годам продолжительность школьного обучения составит 12 лет.
- Унифицированные результаты тестирования. Результат обучения учащихся оценивается в 474 балла по шкале, где 625 баллов соответствуют высокому уровню образовательных результатов, а 300 баллов — минимальному уровню.
- Продолжительность обучения в школе с поправкой на качество образования. С учетом объема знаний, фактически получаемых учащимися, ожидаемая продолжительность обучения в школе составляет всего 9,1 года.
- Выживаемость взрослого населения. До возраста 60 лет доживут 87% тех, кому сегодня 15 лет. Эта статистическая величина является косвенным индикатором ряда рисков для здоровья, с которыми родившийся сегодня ребенок столкнется во взрослом возрасте при нынешних условиях.
- Здоровый рост (процент детей без отставания в развитии). 89 из 100 детей не отстают в развитии. 11 из 100 детей отстают в развитии и подвергаются риску ограничения когнитивных и физических возможностей, которое может сохраниться на всю жизнь.
Что касается различия индекса по гендерным группам, то в Узбекистане он выше у девочек, чем у мальчиков: