Строить свой бизнес основатель ZAKTOYS Шухрат Закиров начал еще в 90-е — сначала ввозил игрушки из Китая, а потом запустил собственный цех по выпуску пластмассовых машинок, самолетов, песочниц и автоматов. Сегодня его компания производит более 20 наименований продукции.
Предприниматель рассказал Spot, почему создание своего производства — долгий и трудный процесс, как сотрудничать с конкурентами и представить свой товар за рубежом.
Как все начиналось
Я долгое время работал на Ташкентском экспериментальном ремонтном заводе, но в 90-е, когда начались перемены, решил попробовать себя в торговле.
В 1994 году я поехал за одеждой в Иран — в то время страна славилась своими тканями и нарядами, но внимательно изучив рынок, я остановил свой выбор на игрушечных пистолетах, которые тогда были очень модны.
Я купил два вида и начал продавать их на «Ипподроме» (рынок в Чиланзарском районе у столичного ипподрома — прим Spot). С 2000 года перешёл на мягкие игрушки, тогда же открыл магазин на «Урикзоре», который работает до сих пор.
Проработав в торговле более 10 лет, я решил вложить деньги в изготовление собственных игрушек из пластмассы — многие мои коллеги к тому времени уже основали производство и советовали мне поступить так же.
Так в 2011 году я купил землю в Ташкентской области, а год спустя начал строительство, хотя параллельно продолжал импортировать товар. В то же время мой сын Миролим Собитов (замдиректора в ZAKTOYS — прим Spot), учащийся академического лицея, стал моим главным помощником — позже он специально поступил в Ташкентский государственный технический университет на специалиста по пластмассам.
Миролим Собитов. Фото: Евгений Сорочин / Spot
От продажи к производству. Мой брат некоторое занимался изготовлением игрушек, но позже осознал, что лучше посвятить себя другому делу. У него был арендованный цех в Сергелийском районе, который перешел ко мне. Там мы в 2015 году и начали свое производство, пока наш еще строился. Было непросто — сын после учебы приезжал в цех, изучал нюансы разработки продукции, а я занимался стройкой и импортом.
В мае 2017 года арендодатели попросили освободить помещение. Нам пришлось переехать в наш недостроенный цех в Ташкентской области и начать все практически заново — искать новых сотрудников, завершить стройку, создавать условия труда на рабочих местах.
Фото: ZAKTOYS
Продвижение: за рубеж через сайт. Сейчас сын занят производством, а я продаю эти товары в нашем магазине на «Урикзоре». У нас есть клиенты по всей республике. Раскруткой нашего товара занимаются маркетолог и несколько сотрудников.
В основном зарубежные покупатели находят нас по интернету. Собственный сайт помог выйти на экспорт, заказы нередко поступают из России и Казахстана.
Мы также сделали каталог продукции, примерно на 500 экземпляров понадобилось около $800. Помогло то, что я давно в этом бизнесе — у меня уже была клиентская база.
В нашем бизнесе бывают и подъемы, и спады, например, если в апреле спрос уменьшается из-за мартовских праздников, то в сентябре — вслед за началом нового учебного года.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Почему сложно найти персонал. Когда мы запускали цех, то столкнулись с большой проблемой — нехваткой хороших специалистов. Это имеет место и на сегодняшний день. Люди приходят на месяц-два и увольняются, несмотря на то, что мы стараемся создать им нормальные условия — молодежь не задерживается долго на производстве.
Сейчас в магазине работает четыре человека, а в цеху 10−12.
Зачем нужна здоровая конкуренция. У меня много друзей-конкурентов и среди них есть своего рода наставники — они всегда давали дельные советы в производстве.
Мы, в свою очередь, тоже помогаем им — находим новых покупателей, стараемся с ними сотрудничать и поддерживать друг друга. У нас здоровая конкуренция, и это очень ценится.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Когда мир охватила пандемия, к нам поступили заказы из Казахстана и России — так в карантин нам удалось обеспечить сотрудников работой.
В Россию мы экспортировали две небольшие партии товара на $4−5 тыс., а в Казахстан — на $19 тыс. Пусть это невысокий показатель по сравнению с другими экспортерами, но теперь эти регионы знакомы с нашей продукцией.
В этот бизнес надо вложить приличную сумму денег. Понадобится больше $100 тыс. стартового капитала. Я делал это постепенно. Станки стоили от $25 тыс., пресс-формы (заказывали в Китае) — от $5 до $20 тыс. в зависимости от объема, размера.
Кроме того, большие инвестиции требуют сырье и запчасти, плюс упаковочные материалы. Сырье мы, кстати, покупаем на товарно-сырьевой бирже.
Вначале мы выпускали только пять наименований. Среди них особое место занимал игрушечный КАМАЗ, ведь это созданный мною первенец. Сегодня мы производим уже 25 разных товаров — цены от 3 до 25 тыс. сумов.
Чаще всего у нас покупают товары из серии спецтранспорта — полицейские автомобили, скорую помощь, пожарные машины. Еще хорошо продаются автомобили МЧС и инкассатора, а также конструкторы, машины-джипы и автоматы.
Раньше была такая тенденция — родители просили что-то большое, но дешевое. Сейчас уже больше выбирают развивающие игрушки, и это прогресс!
Фото: Евгений Сорочин / Spot
ZAKTOYS потихоньку выходит на самоокупаемость. Чтобы выйти по ценам немного вверх, мне понадобились годы. Маржинальность у игрушек разная, потому что спрос очень гибкий. На какие-то товары ставим маржу 20%, куда-то 5% или 10%, в среднем — 15−20%. В месяц мы продаем товаров на 30−40 млн сумов.
Раньше в процессе экспорта требовалась огромная документация, но сейчас многие барьеры сняли. По сравнению с позапрошлым годом уменьшились как расходы, так и ходьба по кабинетам. Желательно еще больше облегчить экспорт, ведь эти деньги идут к нам в республику.
Недавно мы столкнулись с одной проблемой. У меня был маленький товарооборот, и нашу фирму не перевели на систему налогового учета с НДС. Мы дали запрос в налоговую, объяснили, что без НДС клиенты не хотят перечислять нам деньги. Из-за этого затрудняются отношения с потребителями, а ведь иногда мы имеем дело с международными компаниями.
Пока ждем ответа от налоговой. Интересно получается: фирмы, которые перешли на НДС, будут процветать, а без НДС — сядут в лужу.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Планы
Мы хотим расширяться, в первую очередь закупать станки, обеспечить людей работой. В конце сентября закажем новые пресс-формы, и обязательно создадим хорошие условия на производстве.
Еще у меня есть идея создания серии развивающих игрушек. Хотелось бы наладить выпуск более сложных машинок с механизмом. Надеюсь, мы выйдем на такой уровень.
Шухрат Закиров родился в 1967 году. Получил специальность инженера в Ташкентском государственном техническом университете. Второе образование — Ташкентский государственный экономический университет, направление маркетинга.
Работал на Ташкентском экспериментальном ремонтном заводе, позже занимался импортом мягких игрушек. В 2015 году основал компанию ZAKTOYS.