Гибридная продакшн-студия DBLA входит в пятерку лучших агентств Центральной Азии по версии Центральноазиатского рейтинга Ad Asia, а также возглавляет рейтинг Национального маркетиного центра (НМЦ) в Узбекистане.
Основатели студии — продюсер Анастасия Ли и креативный продюсер, режиссер Алишер Сейтниязов в интервью руководителю НМЦ Диеру Мирзаахмедову, в рамках проекта MAKON Interview, рассказали о сложностях профессии, экспериментальном подходе брендов к рекламе, самообразовании и роли фестивалей.
Что такое гибридный продакшн
Гибридный продакшн — это новая форма, которую основатели студии придумали, чтобы отобразить всю нестандартность работы команды.
В организационной структуре компании отошли от классической иерархии, которая присутствует в других продакшн-студиях.
«У нас в команде у людей нет конкретных позиций, ролей и функций. Мы обучаем наших ребят выполнять сразу несколько разных задач. Команда может принимать любую форму и решать любые вопросы, исходя из потребностей клиента», — говорит Алишер Сейтниязов.
Гибридный продакшн также предполагает, что компания занимается не только своим направлением, то есть съемками и производством роликов. Например, работая с турецкий PTOT Films она выступила как креативно-продюсерская команда, которая организовала весь процесс съемок в Узбекистане.
Компания также может разработать креативную стратегию и концепцию для клиентов, которые обратились в студию минуя брендинговое или маркетинговое агентство.
«Мы не хотим снимать ролик ради ролика. Поэтому стараемся изучить, проанализировать продукт клиента, его направление, попробовать создать концепцию видео, которая эффективно сработает. Часто клиенты уходят без ролика, потому что мы считаем, что сейчас им нужно поработать над другим направлением, а не отдавать последние деньги продакшну», — говорит Анастасия Ли.
Она добавила, что определенный ценник на услуги компании позволяет работать только с теми, с кем легко найти общий язык. Практика показывает, что с клиентами, которые последние деньги отдают на создание ролика, возникают проблемы в коммуникации. У них нет стратегии или понимания того, куда идти с отснятым видео. Кроме того, зачастую такие заказчики не доверяют продакшн-студии и пытаются контролировать процесс, начиная от сценария, заканчивая самими съемками.
Фото из архива DBLA
«Когда у человека достаточное понимание того, зачем он снимает рекламу, он готов заплатить определенную сумму. Он не пойдет к обычному видеографу за таким рекламным роликом. С такими клиентами бывает больше понимания и лояльности, потому что они предварительно выбирают продакшн, с которым хотят работать», — отметила соосновательница студии.
По ее словам, для команды важно получать удовольствие от работы, делать крутые кейсы, которые не только «срабатывают» для клиента благодаря охватам и результатам, но и с которыми можно участвовать на фестивалях, в том числе международных.
«В какой-то момент мы поняли, что мы не просто продакшн, мы не просто про технику, свет, постановку, режиссуру. Мы про душу и эффективность. Чтобы все делалось в удовольствие», — подчеркнула Анастасия.
О сложностях профессии и влиянии карантина
По утверждению основателей DBLA, в Узбекистане существуют две проблемы при создании видеорекламы — кадры и оснащение.
Студии часто не хватает оборудования, которое легко доступно даже в соседних странах.
«Зарубежные продакшн-студии в любой стране могут найти определенный комплект техники (камеры, оптика
и т. д. ) Так сложилось, что в Узбекистане его обязательно не будет. Адаптируясь под условия карантина, выстраиваем услугу дистанционных съемок. Так как оборудование мы найти не смогли (его нет ни у одного рентала страны), приходится самим его покупать, привозить, настраивать», — отметил Алишер.
Во время карантина компании пришлось 70% рабочих процессов перевести на удаленку. Сейчас пре-продакшн, подготовка, разработка и пост-продакш полностью выполняются онлайн.
Кроме того, сами съемки частично переходят на удаленный режим. Используется система, при которой изображение с камеры транслируется на любое смарт-устройство, подключенное к интернету. Так, клиент, агентство, режиссер и другие в любой точке мира могут в реальном времени видеть, что происходит на площадке и комментировать съемки.
Новая система не только позволяет минимизировать поездки участников процесса в Узбекистан (представителей агентства, клиента
Проблема с кадрами, как и во многих сферах, остро ощущается в видео-продакшне. Как отметили основатели DBLA, построить команду из выходцев «Узбекфильма» или компаний, работающих в сфере рекламы, не удалось. Поэтому все 9 человек, работающих сейчас в студии, не имели никакого опыта в продакшне.
Фото из архива DBLA
Сами основатели компании тоже когда-то начинали с нуля. Анастасия по образованию бухгалтер, Алишер — логист. В продакшн они пришли четыре года назад.
«Мы просто приняли как факт, что специалистов, которые нам подходят на 100%, нет. Поэтому мы берем в команду людей, которые готовы учиться и хотят работать. Плюс в том, что ребята, у которых нет опыта в продакшне, быстрее и лучше учатся новым подходам и технологиям по сравнению с теми, у кого большой багаж старой школы. Мы сами обучаем новичков, проводим воркшопы», — говорит Анастасия Ли.
Соосновательница студии считает, что уровень профессионализма на рынке подходит для локальных проектов, но не для работы, которые не стыдно показать на международном рынке, например, фестивалях.
«Мы привыкли всё делать для локального рынка. Наверное это обусловлено тем, что страна очень долгое время была закрыта. Но сейчас время перемен и 2020 год показывает это сильнее. Мы учим команду и учимся самостоятельно при помощи тех специалистов, которые приезжают к нам на продакшн-проекты. Во время карантина стало проще получить консультации у специалистов из СНГ, потому что все сидели дома и можно было проводить видеозвонки», — говорит Анастасия.
Уход от консерватизма
За последний год команда поработала с несколькими производителями колбасных изделий, которые выбрали нестандартный подход к коммуникации с аудиторией.
Например, с агентством TBWA / Tashkent для бренда Asl Baraka компания создала серию короткометражных фильмов Mehnatsevar, посвященную людям, преданным своей профессии.
«Колбаса как категория в рекламе всегда была консервативной. Это были бренды, которые про цифры. В этом году они меня удивили, в частности Asl Baraka и Sherin, с которыми мы работаем. Они показали готовность делать довольно экспериментальные проекты», — отметил Алишер.
Компания Sherin также выбрала новый путь — вместо того, чтобы просто рекламировать колбасные изделия и бутерброды, эфирное время было отдано на поздравления обычных людей с праздником Хайит.
Среди локальных компаний основатели студии также отметили Texnomart как один из самых интегрированных брендов с долгосрочной стратегией.
«Я не видел чтобы они сделали одну-две клевые акции и потом ушли в свой консервативный маркетинг. Они как появились на рынке, так и выдерживают свой подход и реально меняет свою категорию. Мы видим на рынке несколько попыток их копировать, начинает от цвета, подходов, шрифтов, до копирайта. Это хороший показатель», — говорит режиссер DBLA.
Синхронизация с рынком
Команда продакшн-студии завоевала более 30 наград на различных фестивалях рекламы. Алишер Сейтниязов отмечает, что это единственный инструмент синхронизации с рынком.
«Когда ты развиваешься, тебе обязательно нужно получать объективную картину того, насколько твои работы хороши. В этом плане очень полезно отправлять работы и проверять, как к этому относится жюри, которое каждый год может быть разным. Иногда один состав жюри может опустить твою работу, а другой — возвеличить. Полезно прислушаться к каждому мнению», — считает он.
Без фестивалей и обратной связи, по словам Алишера, компания просто «варится в собственном котле» и не знает, как мыслит рынок и чего он хочет.
Фестивали еще полезны тем, что там собираются профессионалы из разных стран, добавила Анастасия. Такие встречи единомышленников вдохновляют, позволяют делиться опытом.
Рецепт правильной рекламы
Предпринимателям нужно думать не о том, какую пользу им принесет реклама, а исходить от обратного. В первую очередь определить пользу самого продукта для аудитории и исходя из этой пользы создавать рекламу. Тогда она получается правильной, недорогой, которая бьет точно в цель, считает Алишер.
«Когда продукция имеет реальную ценность, работать с ней гораздо легче и коммуникация, даже если она будет простая, даст свой выхлоп. Оптимальный канал коммуникации подбирается исходя из бюджета. Не обязательно сразу идти на ТВ. Есть каналы подешевле. Главное понять свою аудиторию, сделать хороший продукт и исходя из конкретной проблемы создавать рекламу», — отметил он.
Анастасия Ли добавила, что компаниям не стоит экономить на креативном агентстве. Как видно по различным кейсам, иногда креативные решения могут сильно сэкономить медиабюджет.