Как ранее писал Spot, премию по экономике памяти Альфреда Нобеля за 2020 год вручили американцам Полу Милгрому и Роберту Уилсону за «за усовершенствование теории аукционов и изобретение новых форматов аукционов».
Как пишет Vtimes.io, нет более важной темы в экономической теории последних сорока лет, чем теория аукционов.
Нет темы, с помощью которой проще иллюстрировать практические приложения абстрактной экономической теории, — на аукционах, организованных по правилам, разработанным лауреатами, размещено активов на десятки миллиардов долларов. Нет сомнений, что Милгром и Уилсон — заслуженные лауреаты: их имена были в топе претендентов и 20, и 10 лет назад.
Аукцион проводится для того, чтобы что-то продать в ситуации, когда продавец не знает, сколько готовы заплатить за его товар.
Если бы он знал, сколько готова заплатить та сторона, которой товар нужнее всего, аукцион был бы не нужен — можно было бы продать товар такому участнику по максимальной цене.
Но готовность платить оценить трудно — у участниц есть все стимулы скрывать, сколько они готовы заплатить! И это если участницы знают, сколько они хотят заплатить, а они знают не всегда.
Например, сколько готова заплатить фирма, торгующаяся за участок, на котором можно добывать нефть? Эта цена зависит от многих факторов — от неразведанных запасов нефти на участке, от технологий, от будущих цен на рынке нефти.
Одно из первых научных открытий Милгрома — серия моделей, которая позволяет анализировать, как раскрытие информации влияет на результаты аукциона.
Например, представьте, что аукционный дом — Sotheby’s или Christie’s — перед продажей картины узнал что-то от своих экспертов о картине. О чем-то, что серьезно влияет на цену — снижает ее. Нужно раскрывать такую информацию?
Модель Милгрома и Роберта Вебера показывает, что продавцу выгодно с самого начала создать такую систему, при которой раскрывается вся известная информация. Если участники аукциона будут подозревать, что продавец что-то скрывает, они будут торговаться слишком осторожно.
Милгром и Уилсон внесли большой вклад в теорию одновременно с Эриком Маскиным и Роджером Майерсоном, лауреатами-2007, но знаменитыми их сделала именно практика.
Милгром стал создателем, вместе с целой группой стэнфордцев, крупной практической разработки аукциона нового поколения -«комбинаторного аукциона».
В нем участники могут делать ставки не на отдельные лицензии, а на целые пакеты, набор разных лицензий в разных местах, причем набор можно создавать практически произвольно. Иначе — если можно делать ставки только на отдельные лицензии — возникает проблема.
Боб Уилсон за это время воспитал несколько поколений учеников и, кроме того, стал постепенно автором «доктрины Уилсона»: правила хорошо организованного аукциона не должны опираться на специфические предположения о том, как устроены предпочтения участников.
Доктрина Уилсона состоит в том, что правильно сделанный аукцион должен работать независимо от того, насколько хорошо организаторы могут угадать, сколько готовы заплатить участники.