В Узбекистане четвертый год реформ. 2020-й начинался неплохо — наконец-то запустили круглосуточную систему межбанковских платежей, вступил в силу Налоговый кодекс в новой редакции, Всемирный банк прогнозировал Узбекистану наилучший рост в регионе, но потом наступил март и страну накрыла пандемия коронавируса.

Удар по бизнесу оказался существенным — к началу лета в одном только Ташкенте закрылись более 65 магазинов и ресторанов, полностью парализовало несколько индустрий (общепит, туризм и другие), над целыми отраслями нависла угроза банкротства.

Практически сразу же государство постаралось оказать помощь бизнесу, но принятые меры поначалу вызывали по большей части лишь раздражение. Дошло до того, что отдельные предприниматели даже просили властей спасать их не от кризиса, а от них самих.

Летом ситуация начала меняться, но продолжает оставаться непростой. Помимо этого, отсутствие диалога между государством и бизнесом, непредсказуемые изменения в импортных ставках, которые мешают долгосрочному планированию, а также многое другое по-прежнему делают ведение бизнеса в Узбекистане очень непростым и рискованным занятием.

Несмотря на это, в стране появляются новые компании и новые герои. Мы рассказываем о них уже почти три года и собрали тут еще 25 лучших историй о предпринимателях Узбекистана. Это третья часть.

Читайте по теме:


Бизнес на чистоте: сколько стоит открыть химчистку в Узбекистане и есть ли на рынке потенциал для роста

Кристина Арипова, которая с 2007 года возглавляет химчистку-аквачистку «Контраст», рассказала Spot о том, как обстоят дела в этом бизнесе в Узбекистане, сильно ли сезонность влияет на выручку и есть ли на рынке место для новых игроков.


Свадебный салон «Навруз»: как Екатерина Строева начала в 2000 году с десяти платьев, а сейчас отправляет наряды «от-кутюр» за рубеж

Основательница свадебного салона Екатерина Строева «Навруз» начала свое дело с десяти платьев, а теперь на ее бизнес работает целый цех. В интервью Spot она рассказывает о том, какие проблемы испытывает это дело и что нужно для выхода на экспорт.



Как Виктория Чугай открыла издательство в Ташкенте, отказавшись от стабильной работы в Корее

Виктория Чугай работала в Южной Корее, но потом вернулась в Ташкент и открыла здесь свое издательство. Специально для Spot она рассказывает об особенностях этого бизнеса в Узбекистане, его перспективах и проблемах.


Переработка мусора в Узбекистане: социальное предпринимательство или доходный бизнес?

Spot узнал, как развивается индустрия переработки вторсырья в Узбекистане, кто и сколько зарабатывает на этом и какая система монетизации предполагается у таких субъектов социального предпринимательства, как Hashar Week



Как узбекистанец с 15-летним опытом работы в США сделал бренд на фасовке отечественных сухофруктов

Иззат Асатов с 15-летним опытом работы в США в сфере онлайн-маркетинга и брендинга открыл свой бизнес в Узбекистане с акцентом на местный колорит и отечественную продукцию. Выбор пал на натуральные сухофрукты, пользующиеся популярностью на местном рынке, у туристов и выезжающих за рубеж соотечественников.


BeautyBox: как Рагида Нурмухаметова вырастила из онлайн-магазина в $500 стабильный бизнес с оффлайн-точкой

Основательница BeautyBox рассказала Spot, как отличается средний чек в интернете и физической точке, и для чего местному магазину понадобилось вводить оплату картой Visa.


Складской учет в телефоне: как идея Сена Ли получила грант в 900 млн сумов и что он собирается с ней делать дальше

Основатель системы Wherebuy.uz рассказал Spot.uz о проблемах рынка торговли в Узбекистане, могут ли инновации улучшить эту ситуацию, и почему предприниматели не покупают системы учета.


Wallmann: как Степан Лавров, имея $4 000 на старте, запустил производство мебели в Ташкенте

Степан Лавров пришел в мебельный бизнес практически случайно, но смог за 10 лет пройти путь от крошечного помещения до собственного цеха. Основатель Wallmann не планирует на этом останавливаться и посматривает на соседние рынки.



UzRice: как Ибрагим Муратов вернулся в Узбекистан, чтобы основать компанию и создать кластер

Ибрагим Муратов получил медицинское образование в Москве, долгое время жил в России, но в 2017 году вернулся в Узбекистан и начал здесь производство риса. Сейчас компания UzRice обрабатывает в день до 110 тонн риса и планирует выйти на рынки СНГ, США и Израиля.



Beauty Paste в Ташкенте: как увлечение шугарингом переросло в стабильный и прибыльный бизнес

Любовь Макушева начала свое дело с продажи небольших объемов пасты для домашнего использования. Сейчас ее компания производит порядка 10−15 тонн в месяц, а не так давно она открыла студию шугаринга.


«ЗооМир»: как живет бизнес на продаже домашних животных в Ташкенте

Елизавета Орлова продолжила семейный бизнес и открыла зоомагазин, имея на старте $4000. За два года «ЗооМир» вырос в прибыльный бизнес и сейчас планирует открыть вторую точку в городе.



YSK: как бойкот хлопка и отсутствие конвертации не помешали создать успешный текстильный бизнес

Шерзод Бекназаров и Ирода Суюнова в 2006 году задумались о своем бизнесе и занялись продажей и производством трикотажа. Сейчас у компании 26 филиалов и почти 200 работников, но ситуация на рынке нестабильная, в том числе и из-за закрытия границ с Китаем из-за коронавируса.



Долларовый миллионер из Узбекистана: Сарвар Рузматов о Payme, бизнесе и вере

Основатель Payme Сарвар Рузматов рассказал о том, как создавался стартап, который оценили в $11 млн, бизнесе в Узбекистане, вере и происходящих в стране переменах.


Бизнес на ЗОЖ в Узбекистане: как онлайн-магазин полезных продуктов вырос в две прибыльные торговые точки

Основательница сети магазинов «Ботаника» Алина Ким рассказала Spot, зачем люди покупают ЗОЖ-продукцию, как карантин повлиял на бизнес, и насколько развит этот рынок в Узбекистане.



«Онлайн-обучение это хорошо, но не все в Узбекистане готовы к нему» — как работает в кризис учебный центр

Онлайн-образование в Узбекистане заметно оживилось, но на него должен быть спрос.


«Корпорация подушек»: как в Узбекистане вырастить из домашнего хендмейд-магазина предприятие с многомиллионным оборотом

Мария Новикова рассказала Spot о рынке ручного производства в Узбекистане, его достижениях, уровне конкуренции и марже.



Цена провала: руководитель Arena Markaz Юрий Пак о закрытых бизнесах, разочаровании в IMEI и мечте построить узбекскую «Евросеть»

На этот раз откровенно о своих провалах и разочарованиях рассказал Юрий Пак, экс-менеджер по маркетингу RedBull, Samsung, Beeline, сейчас сооснователь и СЕО сети магазинов гаджетов и аксессуаров Arena Markaz.



«Первопроходцам всегда сложно»: Петр Тен о том, как найти, собрать и запустить фудтрак в Узбекистане

За девять месяцев Петр Тен написал примерно 20 писем в разные ведомства насчет выездной торговли, но так и не получил внятного ответа. Тем не менее, это не помешало ему все-таки запустить «Точку» — сеть фудтраков с пончиками.



«Плыть против течения»: как четверо друзей вернулись в Узбекистан, чтобы создать первый в СНГ мишленовский ресторан

Рустам Файзиев, Шухрат Ишанкулов, Санжар Мухамедов и Миршод Джамалов рассказали Spot, как они планируют привезти в страну международные стандарты кухни, сколько стоит страсть к арт-проектам в ресторанном бизнесе и почему Бухаре нужны новые концепции.



kpi.com: как Музаффар Карабаев, чей стартап купил Amazon, освоил несколько зарубежных рынков и теперь выходит в Узбекистан

Основатель kpi.com Музаффар Карабаев и соучредитель компании Сердар Карлиев рассказали Spot об ошибке в $1,2 млн, жесткой конкуренции на мировом рынке и потенциале рынка Узбекистана.



История «Пироговой»: как из маленькой пекарни в Узбекистане сделать прибыльный магазин пирогов

Все началось в 2016 году с поездки в Петербург. Именно тогда у Дарьи Чечениной появилась идея открыть в Ташкенте пекарню для домашних пирогов. За два года маленькая пекарня превратилась в полноценный магазин пирогов, который обслуживает от 50 покупателей в день.



«Бум будет, хоть и не скоро»: кто сейчас продает и покупает китайские электромобили в Узбекистане

Дилер китайского автопроизводителя Nio в Узбекистане Александр Абдуллаев рассказал Spot, как идут продажи электромобилей, о скепсисе покупателей и судьбе бензиновых авто.



«Надо, чтобы было все: от таблеток для разведения огня до щетки для очистки» — Тимур Давлятов о создании магазина для гриллинга

Сооснователь Grills.uz поделился историей открытия магазина, его концепцией и планами дальнейшего развития.



«Рынок маленький — не время думать о конкуренции»: Жахонгир Умаров о бизнесе, инвестициях и B&B Coffee House

Основатель сети кофеен B&B Coffee House Жахонгир Умаров рассказал о том, как создавалась кофейня, с какими сложностями столкнулся бизнес и куда сейчас стоит вложить деньги.



Как мы запустили новые проекты в карантин и что из этого вышло

Основатель проектов Yaponamama, Yaponamarket и Mayor Tayyor Евгений Пак рассказал Spot, почему стоит запускать проекты в карантин и как выжить среди конкурентов.