В 2018 представители американской Silverleafe International прибыли в Узбекистан из Мемфиса (штат Теннеси) для участия в реформах, проводимых администрацией президента Шавката Мирзиёева.

Интерес к стране основан на давних исторических связях семьи представителей, через двух дедов и отца, которые имели деловые отношения с хлопковой индустрией Узбекистана с момента ее зарождения в далекие 30-е, а затем 70-е и 90-е годы прошлого столетия.

Этот факт послужил быстрому решению на семейном совете принять приглашение правительства Узбекистана и влиться в процесс модернизации аграрного сектора страны, вложить инвестиции и опыт в создание вертикально-интегрированной структуры, включающей такие основные звенья, как поле, глубокая переработка и выход на международный рынок.

В том же году для осуществления проекта вместе с узбекскими партнерами было создано совместное предприятие ООО Silverleafe, а правительством выделены земли на баланс СП в Пахтакорском районе Джизакской области.

Spot съездил туда и пообщался с руководителями Silverleafe Дэном Пэттерсоном и Мартином Уолкером о том, как идут дела у агрокластера сейчас.

Начало работы и первый урожай

Выделенная на 49 лет в обмен на инвестиции территория в 2 тыс. гектар представляла собой неоднородную местность, на которой местные жители ранее высаживали хлопок.

Фермерские методы (посев, ирригация, сбор), использованные ранее на этих землях, сложно было назвать современными. Из-за этого земля имела повышенное содержание щелочи и солей, не была приспособлена для какого-либо современного метода орошения.

Фото: Лия Янгуразова / Spot

Дэн и партнеры начали со стандартизации земли — поля были разделены на большие контуры, в среднем по 70 гектар, и подготовлены для внедрения пульсационного метода орошения. Он используется в США уже почти 30 лет, но в Узбекистане его еще не применяли.

Процесс модернизации начался с создания инфраструктуры — необходимо было подготовить почву и найти пути решения из-за повышенной кислотности и засолености почвы. Из-за этого урожай 2019 года оказался скромным:

«В 2020 году наш урожай хлопка получается хорошим, так что мы довольны», — делится Пэттерсон.

$20 млн и машинный сбор

Общие инвестиции в общий проект составили более $20 млн. Деньги пошли на закупку техники и исследовательские работы. Компания хочет увеличить урожайность на 200% к 2025 году, создать целостную цепочку производства и экспортировать готовую продукцию на рынки США и Евросоюза.

На операционную прибыль планируется выйти в этом году, ожидаются дополнительные инвестиции в расширение.

Фото: Лия Янгуразова / Spot

95% хлопка в агрокластере собирается машинным способом с помощью современной техники John Deere.

Машинный сбор применяется чисто из-за экономических соображений — чтобы вручную собрать 35 тыс. тонн хлопка на полях агрокластера потребовалось бы потратить около $7,8 млн (оплата труда, транспорт, еда, проживание и другое), в то время как машинный сбор обойдется максимум в $3 млн. Эта экономия — существенная часть миссии компании, которую она пытается донести до других фермеров.

Компания активно занимается внедрением современных методов фермерства, чтобы земли еще долго оставались плодородными. К примеру, используемые земли реабилитируются с удобрениями и остатками от сбора хлопка (стебли, листья и т. д.), которые ранее тоже продавались, оставляя землю истощенной.

Кроме того, пульсационная система орошения позволяет экономить до 40% воды, постепенно снижать засоленность почвы, предотвращая поднятие соли из грунтовых вод, которое обычно неизбежно при традиционном поливе.

Фото: Лия Янгуразова / Spot

От подозрительности к партнерству

Компания за недолгое время своего существования смогла наладить доверительные отношения с местным населением, хотя в самом начале были трудности.

«Из-за недопонимания по вопросу землепользования часть местного населения посчитала нас своеобразными „захватчиками“ и испытывала неприязнь. Доходило до открытых конфликтов, а отдельные фермеры пасли свой скот на наших полях», — признается Дэн.

В результате совместной работы с региональными властями, а также планомерному вовлечению местных жителей в деятельность агрокластера, отношения кардинально изменились — теперь жители помогают компании интегрировать международный опыт с учетом особенностей местного сельского хозяйства.

«Некоторые уже берут у нас оборудование в аренду для себя. Мы привезли тракторы и, пока ждем урожая, одалживаем нашу технику местным фермерам. Не бесплатно, конечно, но и не во вред себе — по-соседски», — рассказывает Дэн.

Компания тесно работает с властями по различным вопросам. Так, к примеру, благодаря частичной поддержке районных властей удалось отстоять свои права в споре со службой кадастра, которая посчитала, что выделенные земли использовались не по назначению (на самом деле, все, чем компания занимается здесь, в том числе создание аэродрома и площадки для техники, имеет сугубо сельскохозяйственную направленность).

Фото: Лия Янгуразова / Spot

Сотрудничество с авиационной компанией HUMO Air помогает СП проводить опыление и обработку полей более эффективно и своевременно. Так компания создаёт сбалансированную экосистему, ориентируясь на технологии, испытанные на протяжении десятилетий в США.

Высокие зарплаты и местные особенности гендерного равенства

В Silverleafe заявили, что операторы получают около 6,3 млн сумов (в июне средняя номинальная зарплата по Узбекистану составляла 2,5 млн сумов — прим. Spot). В компании гордятся тем, что высокие зарплаты и налоги существенно поддерживают местную экономику.

Параллельно ведется социальная работа — компания поддерживает местную школу и выступает спонсором женской футбольной команды Sogdiana.

В Silverleafe знают, что есть множество программ поддержки женщин и развития регионов, но предпочитают работать напрямую с населением, потому что крупные программы обычно рассчитаны на пять-десять лет и покрывают всю страну, тогда как на местном уровне лучше решать конкретные проблемы и в очень сжатые сроки.

«При содействии представителей Комитета женщин мы привлекли 20 местных женщин к работе с нами. Предыдущие наши попытки были неудачными, потому что зачастую мужья запрещали им работать. Сейчас эти женщины работают там, где высажена сладкая кукуруза, получают сдельную долю от продаж, а не просто какую-то дневную ставку. Так нам удалось заинтересовать их бизнес-процессами и предоставить контроль над своими доходами», — поясняет Дэн.

St. Jude

Предметом отдельной гордости Дэна является участие в улучшении здравоохранения. Менее чем за год им удалось внести Узбекистан в международную программу американской больницы St. Jude, которая достигла больших успехов в лечении лейкемии у детей.

Так, 94% детей, заболевших лейкемией в США, излечиваются отчасти благодаря этой больнице, в то время как в Узбекистане этот процент, по словам Дэна, сейчас менее 10.

Программа позволит наладить обмен опытом и протоколами лечения для улучшения показателей в системе здравоохранения. Эта инициатива не имеет никакой экономической подоплеки для Дэна и его партнеров, является сугубо гуманитарной.

Благодаря этой программе возможно появление у в стране и других известных представителей системы здравоохранения США, которые уже выразили заинтересованность.

Фото: Лия Янгуразова / Spot

В Silverleafe и отмечают, что большинство возникших сложностей были связаны с началом деятельности и необходимостью отладки процессов и инфраструктуры, и разрешились в рабочем порядке.

Текущие результаты позволяют с оптимизмом смотреть в будущее — планировать дополнительные посевные площади, глубокую переработку хлопчатника и освоение экспортных рынков.