Как ранее писал Spot, президент Шавкат Мирзиёев подписал указ «Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов».
Spot разбирал документ, когда он еще был на стадии проекта. По сравнению с проектом, в подписанную версию не попало несколько пунктов, включая разрешение физическим лицам перевозить пассажиров в качестве самозанятых.
Попытки каждый год
Таким образом, право оказывать услуги перевозок пассажиров, как и прежде, имеют исключительно юридические лица. Предложение пустить в эту сферу физических лиц отклоняется уже на протяжении нескольких лет.
2017 год
В декабре того года сообщалось, что таксистам планируют разрешить работать на основе патента, но в итоге от этого отказались:
«Безусловно, эта услуга нуждается в патентовании, но если сейчас трезво оценивать ситуацию, то очевидно, что мы в 2018 году к таким изменениям не готовы», — сказал тогда заместитель министра финансов Ахадбек Хайдаров.
2018 год
Опубликован проект указа президента, где в котором предлагалось разрешить оказывать услуги такси индивидуальным предпринимателям, однако в сам указ этот пункт не попал.
«Работа в этом направлении продолжается», — говорилось в сообщении Министерства юстиции.
2019 год
Опубликован проект постановления президента, в котором предлагалось разрешить физическим лицам оказывать услуги такси в качестве ИП при условии заключения договоров с операторами через электронную платформу. Проект так и остался проектом.Похожий пункт был также в проекте указа президента, который содержал Госпрограмму на 2020 год.
Почему это проблема
В 2019 году в Ташкенте было чуть более 5000 легальных такси. Если учесть, что население города тогда составляло 2,5 млн человек, то получалось, что на тысячу населения в городе приходится 2,1 легальный автомобиль такси.
Для сравнения, в Париже 7,7 автомобилей такси на 1 тыс. человек, в Нью-Йорке 6,7, в Москве 4,5, в Лондоне 9,9, в Дели 3,2. Таким образом, в городе острая нехватка легальных нелинейных такси.
Если физическим лица разрешат заниматься частным извозом, то вырастет количество легальных такси и поступление денежных средств в бюджет, считают эксперты.
По разным оценкам, в одном только Ташкенте ежедневно более 15 тыс. водителей таксуют без лицензии, государство ежегодно теряет несколько триллионов сумов, а десятки тысяч людей вынуждены работать «в тени», лишая себе надежды на пенсию.