3 ноября в США пройдут выборы президента. Предварительные опросы показывают, что в президентской гонке лидирует кандидат от демократов Джо Байден, опережая действующего президента Дональда Трампа на 11 процентных пунктов. За Трампа сейчас готовы проголосовать только 42% американцев.
Опрошенные Spot эксперты считают, что влияние выборов и их результатов на обменный курс пары «сум-доллар» и экономику Узбекистана будет, вероятно, косвенным по ряду причин.
Во-первых, торговля со Штатами очень маленькая — по итогам девяти месяцев 2020 года объем составил $213,2 млн. США занимают 17-е место в списке торговых партнеров.
Во-вторых, США не накладывали санкций на компании Узбекистана, как это было, к примеру, с Китаем (Huawei) или Россией («Русал»).
В-третьих, США не входят в топ-кредиторов Узбекистана. Первое место вот уже несколько лет занимает Китай, на втором Япония, на третьем располагается Южная Корея. Россия занимает четвертое место, Германия — пятое.
В-четвертых, США не входит в топ-инвесторов страны. В 2019 году, к примеру, ими стали Китай, Россия, Турция, Германия, Швейцария.
В-пятых, сейчас в стране 276 компаний с американским капиталом. Это меньше, чем у Южной Кореи (863), но больше, чем у Германии (193) и еще целого ряда стран. Однако американские выборы по традиции мало влияют на политику американских компаний.
Основное влияние ожидается косвенным, через основных торговых партнеров — Китая и России. Так, к примеру, опрошенные РБК эксперты отмечают, что Байден, если победит, может ввести локальные секторальные или индивидуальные санкции.
Кандидат от демократов уже заявляет, что будет еще жестче вести себя с Россией, что в принципе негативно для рубля, но с другой стороны, этот риск в определенной степени включен в курс рубля.
Что касается возможной победы Трампа, то эксперты считают, что рубль может чуть-чуть подрасти — не потому, что это хорошо для России, а потому, что возможный негатив будущего президента будет чуть меньше, чем в случае победы Байден.
Победу Трампа рынки будут рассматривать как дополнительный сигнал сохранения политики ФРС [Федеральной резервной системы], потому что Трамп компенсировал риск по линии США-Китай ультра-мягкой монетарной политикой ФРС.
Судьба рубля сильно сказывается на суме. Как писала на днях «Газета.uz», председатель Центробанка Мамаризо Нурмуратов отметил, что ослабление курса рубля негативно отразилось на приток денежных переводов из России и доходах экспортеров Узбекистана.
С начала года рубль подешевел по отношению к доллару на 24% (с 61,9 до 77,08 рублей), а в сентябре — почти на 8%. В октябре рубль немного укрепился.
По прогнозам Мамаризо Нурмуратова, волатильность рубля отразится на экономике Узбекистана с отсрочкой в 1−2 квартала.
Кроме того, по его словам, экспортеры Узбекистана тоже проиграют от девальвации российской валюты.
«Хотим мы этого или нет, наш товар на российском рынке оценивается в российских рублях. Естественно, это будет находить отражение в доходах наших экспортеров. Мы это уже ощущаем, мы это видим. Мы это компенсируем за счет увеличения объемов экспорта», — отмечал глава регулятора.
Что касается Китая, то здесь влияние на Узбекистан может быть, к примеру, за счет ввода новых или отмены старых санкций.
Как ранее писал Spot, Агентство таможенной и пограничной охраны США наложило запрет на импорт еще пяти китайских компаний из провинции Синьцзян — «черный список» расширился до девяти компаний.
Основной причиной санкций является использование принудительного труда. Большинство запретов касается хлопка, что очень важно, потому что Синьцзян поставляет 2/3 всего этого продукта Китая.
«Узбекистан быстро продвигается на пути сокращения принудительного труда. Он может попытаться занять нишу, которую до этого занимал китайский хлопок. Это положительно сказалось бы на превращении Узбекистана в более глобально интегрированную экономику Центральной Азии», — обращали внимание в Forbes.
Помимо этого, отношения с США сильно влияют на экономическое состояние Китая. Если влияние будет негативным, то спрос со стороны Китая может сильно упасть, как это было весной — тогда Китай практически перестал покупать продукцию Узбекистана.
Риски и возможности
Снижение рисков торговых войн, а также оживление прямых инвестиций из Штатов в остальной мир. В среднесрочном периоде это хорошая новость для стран с формирующимся рынками, включая Узбекистан (в 2018 году США были основным прямым инвестором страны).
Эксперты считают, что самый большой риск от предстоящих выборов — отказ признавать их результаты побежденным кандидатом. Это ведет к повышению неопределенности в отношении будущего США, что плохо для инвестиционного кейса Америки и в целом для рынка.