Инфляция в октябре составила 1,4%, с начала года — 7,8%, следует из данных Государственного комитета по статистике. Для сравнения, в январе-октября прошлого года инфляция была 11,4%.
Что это значит и как так получилось
Цены в 2020 году растут значительно медленнее, чем в 2019 году. В основном, это объясняется первыми месяцами, когда инфляция была ниже 1%. После начала пандемии рост ускорился, но Центральный банк сохранил свой прогноз на уровне 11−12,5%. Для сравнения, в 2019 году инфляция была 15,2%.
О том, что так будет, Spot писал еще в январе. Тогда Центральный банк объяснял, что одна из причин — внутренние цены уже существенно выровнялись с ценами по Центральной Азии, а также с основными торговыми партнерами.
Помимо этого, в Госкомстате также обращали внимание на то, что в прошлом году был более высокий уровень цен на мясо и хлеб, существенно росли цены на горючее, повышались тарифы в ЖКХ.
С 1 января 2020 года Узбекистан начал поэтапный переход на инфляционное таргетирование. Ожидается, что это позволит обеспечить стабильность потребительских цен, не оказывая влияния на долгосрочный экономический рост страны.
Цены медленно растут, но доходы и вовсе перестали расти
Доходы узбекистанцев из-за пандемию фактически перестали расти и даже показали снижение на 0,3%. Это во многом объясняется общей экономической стагнацией — ВВП вырос всего лишь на 0,4%, тогда как в том же периоде прошлого года было 5,9%. Торговля с другими странами сократилась на 12% до $27,5 млрд.
Сильнее всего во время пандемии доходы упали в Ташкенте — на 6,6%. Чуть лучше дела обстоят в Сырдарьинской (5%) и Андижанской (4,2%) областях.
В четырех регионах, по данным Госкомстата, доходы даже выросли. Это Навоийская область (3,3%), Самаркандская (1,5%), Республика Каракалпакстан (0,9%) и Джизакская область (0,2%).
В октябре Spot писал, что по данным Renaissance Capital Узбекистан стал единственной страной в регионе СНГ+, которая избежала рецессии в этом году — активная продажа золота в сочетании с принятыми мерами не дали уйти экономике в минус.